Планирование как наука.

Практическая деятельность общества по разработке прогнозов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов обусловило возникновение и развитие особой науки - планологии.

Планология

- это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний в области составления, обеспечения возможности реализации, выполнения решений в форме прогнозов, проектов, программ и планов.

Как и всякая наука планология представляет собой сложную систему, состоящую из двух крупных подсистем: организационной и теоретико-методологической.

В состав организационной подсистемы входят:

ученые с их опытом, теоретическими и практическими знаниями;

система научных учреждений, занимающаяся проблемами прогнозирования, планирования и проектирования на различных уровнях народно-хозяйственной системы страны;

система научной информации по фактической организации плановой деятельности в РФ и за рубежом.

Теоретико-методологическая система включает:

общую методологическую часть в составе теории познания и

диалектического метода исследования; специфическую часть, включающую систему понятий, категорий, законов, ограничивающих объективные отношения и связи, возникающие в плановой практике; совокупность накопленных знаний о путях, методах разработки, обоснования оптимальности, обеспечение возможности выполнения и контроля за ходом выполнения прогнозов, программ и планов; методы научно-исследовательской работы.

Предметом планологии является исследование механизма действия и механизма использования объективных законов развития общества, форм и методов реализации полученных знаний для обеспечения возможности

планомерного регулирования происходящих в ней процессов, для обоснования развития и совершенствования процедур планирования.

Такое определение предмета теории планирования позволяет выделить в нем три важнейших аспекта научной деятельности:

1.Социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественной зависимости является базой для научного обоснования прогнозов, проектов всех уровней.

2.Методология планирования. Это инструмент познания социально-экономических процессов и активного воздействия на них. Это осуществляется на основе разработки и реализации в процессе практической деятельности принципов логики, методологических подходов и методов научной разработки прогнозов, проектов, программ и планов.

3.Организационный аспект. Он охватывает вопросы, связанные с совершенствованием структуры органов и организаций, занимающихся плановой работы их взаимодействия с органами управления на различных

уровнях.

Содержанием теории планирования является планомерная организация регулирования процесса расширенного воспроизводства на макро и микро-уровне. Речь идет о прогнозировании и регулировании воспроизводства общественного продукта и национального дохода в

отраслевом и национальном аспектах воспроизводства трудовых ресурсов и их использования, инвестиционных процессов, уровня жизни и ее качества, финансово-кредитных и социально-экономических отношений. В

планировании социального и экономического развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функционирующими и отраслевыми экономиками.

Планилогия

тесно связана с техническими и естественными науками.

Отраслевые и функционирующие науки используют и развивают положение общеметодологических наук науки планирования с учетом особенностей предмета.

Заметки по экономике

Розничный товарооборот
При обсуждении вопросов, связанных" с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожал ...

Совершенствование оплаты труда на примере промышленного предприятия
Проблема оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социал ...