Оценка и анализ внешней среды.

После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:

· оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

· определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;

· определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (

разработки системы раннего предупреждения на случай возможных

угроз, время для прогнозирования возможностей, время для

составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и

время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить,

где находится организация, где она должна находится в

будущем, и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и

возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в

семь областей:

1.

Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2.

Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе- является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

3.

Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические

факторы. Анализ технологической среды может

по меньшей

мере учитывать изменения в технологии

производства, применение ЭВМ в проектировании и

предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств

связи. Руководитель

любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться

"шоку будущего", разрушающего организацию

5.

Факторы конкуренции. Любая организация должна

исследовать

действия своих конкурентов; анализ будущих

целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор

предпосылок в отношении конкурентов и отрасли,

в которой функционируют данные компании, углублённое

изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6

. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).

7.

Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

Т.о. анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и: о внутренних потенциальных возможностях а недостатках организации.

Заметки по экономике

Становление и основные этапы исторического развития социологии
Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а такж ...

Рынок труда и проблемы женской занятости
Рынок труда является особой областью рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Изучению современных явлений и некоторых аспектов политики государства на рынке труд ...