Идеология и экономическая теория

западнообразно и заслужить похвалу на Западе стало определяющим

в речах и в реформаторской суете самого Горбачева, а также всех

прочих реформаторов и идеологов перестройки.

Важнейшей особенностью идеологического кризиса является то,

что неверие в марксистские идеалы и отказ от марксизма-ленинизма

как от руководства к действию захватил самые верхи правящего

слоя. Дискредитация идеологии стала стимулироваться сверху, -

такого советская история еще не знала. Причем марксизм-ленинизм

при этом не был осмыслен и преодолен на научной основе, а просто

отодвинут как нечто уже непригодное ни для пропаганды, ни для

принятия важных решений. И это несмотря на то, что положения

марксизма-ленинизма могли бы как никогда послужить путеводной

звездой в современной запутанной ситуации в мире. Коммунисты

предали марксизм-ленинизм именно тогда, когда на нем стоило нас-

таивать особенно упорно.

Характерным примером варварского обращения со своей же, марк-

систско-ленинской идеологией может служить то, что горбачевцы

стали рассматривать свои реформы как революцию, причем - как ре-

волюцию, осуществляемую сверху, по инициативе высшего руководс-

тва, можно сказать - по инициативе лично Горбачева и под его

контролем. Инициатива сверху лишь дала толчок кризису - власть

потеряла контроль за ходом событии. Сейчас речь идет об идеоло-

гическом осмыслении проишедшего. Употребление выражения "револю-

ция" в применении к ситуациям такого рода, как была в Советском

Союзе, простительно западным деятелям культуры, журналистам и

политикам, не имеющим строгих ограничений в словоупотреблении.

Некогда поднаторевшие в марксизме советские партийные аппаратчи-

ки и оправдывающие их активность марксистско-ленинские теоретики

начинают так легко обращаться с важнейшими категориями государс-

твенной советской идеологии, то невольно закрадывается сомнение:

а в своем ли уме эти люди?! Давно ли они, сдавая экзамены по

марксизму-ленинизму, сами настаивали на том, что революционный

путь принципиально отличается от реформаторского, что социальная

революция есть способ перехода от изжившей себя общественно-эко-

номической формации к более прогрессивной. Конечно, как говорит-

ся, своя рука владыка. Высшая советская власть является высшей

властью и в идеологии. Она может позволить себе иногда пококет-

ничать фундаментальными понятиями подвластной идеологии. Тем бо-

лее это так лестно - войти в историю в качестве революционера,

причем - революционера особого рода, совершившего переворот,

можно сказать, в одиночку. Что за человечище! Маркс, Ленин и

Сталин вместе взятые были неспособны на такое. А о Хрущеве и го-

ворить нечего: мелочь!

Но дело в том, что и идеология имеет свои законы, неподвласт-

ные даже таким "революционерам", как Горбачев. И нарушение этих

законов не может пройти безнаказанно даже тем, кто хозяйничает в

идеологии. Легкомысленное обращение с фундаментальными понятиями

и положениями идеологии на самой вершине власти послужило зара-

зительным примером, и массы людей, как-то причастных к идеоло-

гии, ринулись в антимарксизм. И впереди всех бежали дезертиры

марксизма, которые, по идее, должны были бы защищать его до пос-

леднего слова. Новое мышление горбачевцев переросло в бездумную

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Заметки по экономике

Современное состояние отрасли машиностроения
Машиностроение входит в состав промышленности под названием “Машиностроение и металлообработка”. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материальног ...

Рынок и рыночные отношения
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующе ...