Концентрация мирового производства.

Важной характеристикой экономического развития является уровень концентрации производства ВВП в ограниченном круге стран. Последние полвека были отмечены существенными изменениями в этой сфере. В течение всего 46-летнего периода США удавалось сохранить за собой роль неоспоримого мирового лидера по абсолютным объемам производства ВВП. Тем не менее, удельный вес этой страны в мировом ВВП сократился более чем на 10 процентных пунктов – с 31,3 до 20,6%.

Вторую позицию в мировой «табели о рангах» последовательно занимали: в 1950-1971 гг. – СССР, в 1972-1993 – Япония, начиная с 1994 г. – КНР. Суммарная доля двух крупнейших стран в мировом ВВП снизилась за это время на 7,8%.

Тем не менее, в 1996 г., как и за 46 лет до этого, практически 90% мирового ВВП производились 40 крупнейшими странами. Однако внутри этой группы стран произошли существенные перемены. В то время, как удельный вес США в мировой экономике резко сократился, совокупная доля первых 39 стран (без учета США) возросла с 59,4 до 69,1%. Такая же тенденция была характерна и для других крупнейших стран мира и их групп (без учета США).

Если же исключить из рассмотрения фактор резкого сокращения доли США и рассчитать объемы мирового ВВП без американской составляющей, то уровень концентрации мирового ВВП не снизился, а даже возрос. Таким образом, снижение уровня концентрации мирового ВВП объясняется исключительно снижением в нем доли США. Этот факт маскирует тенденцию устойчивого повышения уровня концентрации производства, характерную для остальной части современной мировой экономики.

Заметки по экономике

Совершенствование внутрипроизводственных отношений ЗАО Минерал
Современная горная промышленность характеризуется большими объёмами производства, что связано с вовлечением в оборот значительных сумм денежных средств. А это означает что любая, даже небольшая, ошибка может п ...

Рынок сущность, функции и условия формирования
Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный продукт, созданный в процессе производства, п ...