Проблема подбора рабочих кадров

Каждая развивающаяся компания рано или поздно сталкивается с проблемой подбора кадров. Перед нею встает масса кадровых вопросов, включая условия отбора, найма, работы и вознаграждения. Для решения этих вопросов совершенно не обязательно организовывать новый отдел, искать квалифицированных психологов, выслушивать их мнение, порой сильно расходящееся с мнением руководства - достаточно сделать несколько звонков, выбрать агентство по подбору персонала, которое, выяснив требования, начнет систематизированный поиск кандидатов на имеющиеся вакансии. И причина здесь не в том, что кадров не хватает, а в том, что работа с ними - занятие не для дилетантов.

Первыми это начинают понимать зрелые коммерческие структуры: крупные торговые фирмы - те, что вышли из пеленок - и банки, которые вообще должны рождаться взрослыми. Эти категории фирм являются неоспоримыми лидерами среди пользователей услуг кадровых агентств.

Что же касается большинства российских фирм, то, по наблюдениям специалистов кадровых служб, прежде чем обратиться в агентство, они проходят три стадии подбора персонала. Сначала привлекаются к работе друзья, затем друзья друзей и их родственники. Не так давно по заказу фирмы “Гала-суперкадры” было опрошено 80 отечественных компаний в сфере торговли, строительства и ремонта, туризма, финансов, компьютерной техники, несколько раньше аналогичный опрос был проведен среди иностранных фирм. Отвечая на вопрос о предпочтительных способах набора персонала, 65 % опрошенных заявили, что пользуются рекомендациями знакомых (в инофирмах - 35 %). Потом фирма либо хиреет, либо переходит в стадию разгона друзей. Редко кому удается избежать этой стадии. По словам президента одного кадрового агентства, его фирме часто приходится исполнять роль ассенизатора и вытягивать клиентов из трудностей, которые они сами себе создали, набрав при организации дела не тех людей.

Структура обращений в кадровые агентства

Чтобы оценить полезность сотрудничества с агентствами по подбору кадров, можно взглянуть на проблему и с такой стороны. Не для кого не секрет, что в настоящее время рынок ориентируется на классных профессионалов. Из таблицы видно, что основная масса заявок от отечественных предпринимателей поступает на кадры, которые должны стать ключевыми фигурами в фирмах - финансовые и коммерческие директора, главный бухгалтер. А их вообще - то немного - старые уже разобраны, новые еще не подросли. По данным агентства Human Factors, на каждую такую заявку находится в среднем три кандидатуры, в то время как на место менеджера среднего звена - не менее 15.

Структура заявок на подбор специалистов

(по данным агентства “Кристмас”)

инофирмам

российским фирмам

Главные бухгалтеры

15%

40%

Менеджеры среднего звена, руководители подразделений

40%

20%

Рядовые исполнители, специалисты

20%

10%

Вспомогательный персонал

25%

30%

Что же касается рядовых исполнителей, то есть “рабочих лошадок”, то здесь заявок меньше, однако их реализация - поиск хорошего бухгалтера с личной лицензией на аудит, специалиста по работе с ценными бумагами, аналитика бизнеса, специалиста по работе с кадрами, комплексной автоматизации офиса, адвоката по частному праву - то такая задача заставит попотеть и профессионалов кадрового агентства.

Как правило, агентства отслеживают карьеру таких кадров и определяют, можно ли в данный момент сделать предложение о переходе и на какие струны нажать в душе кандидата, чтобы добиться согласия (на Западе таким шпионажем занимаются специальные конторы, которые получили прозвище “охотников за головами”, в российской действительности к этому способу в той или иной мере вынуждены прибегать практически все агентства, чтобы удержаться на плаву).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции ( при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения ( при прочих равных условиях предложение труда сокращается ); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Рынок как экономическая категория
Данная курсовая работа посвящена теме, в которой раскрывается сущность рынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегоднешний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком. С древ ...

Система ценообразования
Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ...