Российская финансовая политика: тенденции и перспективы

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

· догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

· отсутствие стратегических разработок;

· проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

· отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

· нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;

· остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Все это прямо сказывается на неразвитости бюджетной системы и финансовой политики страны. Так, отчетные данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что намеченные в 1994 году цели не реализованы, а важнейшие экономические показатели, положенные в основу формирования бюджетной системы не достигнуты[9].

1994 г. (трлн. руб.)

Прогноз правительства от 25.01.94

Отчет

в % к прогнозу

Валовый внутренний продукт

725

630

86.9

Объем промышленной продукции

480

311

64.8

Прибыль народного хозяйства (всего)

190

95

50

в том числе промышленности

121

44

36.4

В результате бюджет 94 недополучил значительное количество доходов. Снижение оптовых цен промышленности явилось одной из главных причин сокращения поступления доходов в федеральный бюджет. По оценке специалистов, в результате замедления, по сравнению с прогнозируемым правительством, роста уровня цен в промышленности, прибыль уменьшилась на 23,3 трлн. руб., а налогов недопоступило в доходы федерального бюджета более 6 трлн. руб. С уменьшением объемапроизводства доходная часть бюджета также уменьшилась на сумму более 11 трлн. рублей[10].

Таким образом, анализ показывает, что в 1994 году продолжалась сложившаяся в последнее время негативная тенденция низкого уровня прогнозирования важнейших показателей, формирующих бюджетную систему. Более того, уровень точности прогноза ряда из них в прошедшем году оказался ниже предшествующих. В результате процесс исполнения федерального бюджета проходил в сложных условиях и, в значительной мере, отличался от показателей установленных законом о федеральном бюджете на 1994 год.

В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей, главными причинами которого стали:

— ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;

— рост неплатежей в народном хозяйстве;

— прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги) .

Это говорит о необходимости пересмотрения фискальной политики:

· ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы теневой экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);

· упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85);

· внедрение принципов налогового федерализма (в 1994 г. доля доходов территорий сократилась и составила всего 56.8 %);

· налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо для естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет кодичества, а увеличения собираемости налогов).

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Себестоимость и пути её оптимизации
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Наибольшая доля ...

Строительный комплекс в новых экономических условиях
Проблема развития строительного комплекса России и в частности Иркутской области в последние годы встала как никог­да остро. Разрушение стойких хозяйственных связей и мощной си­стемы снабженческо-сб ...