Проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики

Пищевая и перерабатывающая промышленность как России, так и РД одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания. На долю этой отрасли промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота.

За годы осуществления реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к катастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности в обществе.

В животноводстве производство мяса сократилось в 2 раза, молока - в 1,7 , яиц - в 1,6, шерсти - в 5 раз. В 1998 году по сравнению с 1990 годом уровень промышленного производства жизненно важных продуктов питания составил: мясо - 20 %, колбасных изделий - 44 %, масла животного - 32 %, цельномолочной продукции - 24 %, сыра - 36 %, масло растительного - 66 %, плодоовощных консервов - 20 %. Ухудшение питания населения в последние годы влечет за собой необратимые демографические изменения увеличивает социальную и межрегиональную напряженность. Число заболевших, зарегистрированных в прошлом году, составило более 100 млн. человек. Смертность превысила рождаемость. За 10 лет численность населения уменьшилась почти на 4,5 члн.человек. По индексу развития человека, в котором питание имеет немаловажное значение, наша страна опустилась с 7-го на 71-е место.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из самых слабых звеньев агропромышленного комплекса в результате остаточного принципа формирования и материально-технического обеспечения промышленности. Уровень развития этой промышленности определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности государств. За 1991-1998 г.г. объемы капитальных вложений в пищевую и перерабатывающую промышленности с учетом всех источников финансирования, включая собственные средства предприятий, сократилось в 10 раз. Из-за отсутствия средств и в ряде случаев из-за их распыления заморожено строительство большого количества объектов. Износ и выбытие основных производственных фондов стали опережать их ввод в действие, степень износа этих фондов в настоящее время составляет 40-70 %, треть оборудования отработало более 2 амортизационных сроков.

Неудовлетворительно реализуется Федеральная программа развития индустрии детского питания. На ее осуществление была выделена, например, в 1991-1999 г.г. лишь 1 /4 от потребуемого объема капитальных вложений. По этой причине, а также из-за неэффективного в ряде случаев расходования выделенных средств введено в действие всего 7 из 122 предусмотренных объектов.

Недостаточность государственной поддержки вынуждает предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на давальческих условиях (сахарная свекла - более 90 %, семена подсолнечника - 70 %) через посредников, приобретающих сырье у сельхозпроизводителей по демпинговым ценам. При этом прибыль от результатов производства в значительной степени остается у посреднических организаций, а интересы сельхозпроизводителей и переработчиков ущемляется. В настоящее время функционирует целый ряд коммерческих отраслевых организаций, таких как “Союз сахаропроизводителей России”, “Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности”, “Мясной союз”, “Зерновой союз”, “Союзконсервмолоко”, “Росмясомолпром”, производственно-коммерческие фирмы “Масло”, “Росконсерв” и др., объединяющие на добровольной основе значительную часть предприятий отраслей промышленности и призванные защищать их интересы. Однако непосредственные производители соответствующей сельскохозяйственной продукции в этих организациях не представлены.

Одной из причин невыполнения Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ за годы реформ является отсутствие эффективной системы управления Федеральным сектором агропромышленного комплекса и государственного регулирования секторами частной и смешанной форм собственности. Поэтому важным фактором реформирования пищевой и перерабатывающей промышленности должна стать агропромышленная интеграция, осуществляемая в таких формах, как создание финансово-промышленных групп, концернов, отраслевых региональных союзов и ассоциаций товаропроизводителей, агрокомбинатов и иных формирований по производству, переработке , хранению и торговле сельскохозяйственной продукции и продовольственными товарами.

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)
Цель курсовой работы - определить сущность экономического развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований. Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не ...

Стандартизация документов
В настоящее время технический уровень и качество большинства изделий не отвечают требованиям сегодняшнего дня, потребностям народного хозяйства. Выпуск предприятиями устаревшей низкокачественной продукции сде ...