Экономический эффект и вопросы ценообразования

Каким образом производитель и потребитель делят между собой экономический эффект от использования потребляемого товара? Производитель «продает» потребителю эффект, контуры которого формируются в его проектных бюро и производствен­ных цехах. При этом и производитель, и потребитель претенду­ют получить выгоду от заключаемой сделки. Инструментом по­иска подобного компромисса является цена.

Цена

- это то количество благ (в частности, денег), за ко­торое продавец согласен продать, а покупатель готов купить данный товар (изделие или услугу). В том случае, если данный товар приобретается потребителем для дальнейшего получения дохода, его выгода обретает форму конкретных денежных по­ступлений. Таким образом, экономические отношения между производителем и потребителем могут быть выражены адекват­ным стоимостным аппаратом, где связующим звеном является цена продаваемого товара (изделия).

Прибыль, которую получает потребитель (Ппот) за весь пери­од использования изделия, можно выразить формулой

П

под

=Д-3,

(2.14)

где Д - доход, полученный за весь период использования изделия; 3 - затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией изделия.

Согласно приведенной выше формуле (2.6) доход можно выразить следующим образом:

Д =

Q

год

*

p

*

T

(2.15)

где

Qгод - годовое количество продукции, которое может быть произведено

и реализовано потребителем при помощи приобретенного изделия (единиц/год); р - цена, по которой может быть реализована потребителем помянутая продукция, грн./единицу; Т - период, в течение которого может использоваться потребителем данное изделие, лет.

Согласно формулам 2.8 и 2.11 затраты на приобретение и эксплуатацию изделия в простейшем случае можно выразить формулой

З = К + И

э

* Т

(2.16)

где К - капитальные вложения (в данном случае К = Ц, т.е. цене приоб­ретенного изделия), грн.; Из - годовые эксплуатационные (текущие) издержки, грн. /год; Т - упомянутый уже период эксплуатации изделия, лет:

Подставив рассмотренные данные в исходную формулу 2.14, имеем

П

пот

=

Q

год

* р * Т – Ц – И

з

* Т

(2.17)

Решив данную формулу относительно Ц, имеем:

Ц =

Q

год

* р * Т – И

з

* Т – П

пот

(2.18)

Первые составляющие правой части данного равенства представляют собой эффект в сфере потребления продукции (Эпот):

Ц = Э

пот

– П

пот

(2.19)

Для производителя цена проданной продукции распадается на две составляющие:

Ц = С

с

+ П

из

(2.20)

где Сс - себестоимость изготовления данного товара; Пиз прибыль, по­лучаемая изготовителем после продажи изделия.

Естественно, что производитель стремится продать изделие как можно дороже, а потребитель купить как можно дешевле. Но в любом случае цена может быть только одна. Именно цена фиксирует достигнутый компромисс между производителем и потребителем. Это значит, что значение цены (Ц) в левой части двух равенств 2.19 и 2.20 - одна и та же величина.

Для производителя значение цены ограничено себестоимос­тью изготовления продукции (Сс), ниже которой он опуститься не может. При Ц = Сс производитель будет работать без прибы­ли, но хотя бы не в убыток себе, возвращая затраты.

Для потребителя цена не может быть выше эффекта, кото­рый он получает от использования данного изделия. Если цена равна эффекту (Ц = Элот), потребитель всего лишь вернет деньги, затраченные на приобретение изделия. Произойдет это, скорее всего, через несколько лет, в течение которых деньги будут «за­морожены» в приобретенном изделии, принося владельцу неяв­ные издержки в форме упущенной выгоды.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Строительный комплекс в новых экономических условиях
Проблема развития строительного комплекса России и в частности Иркутской области в последние годы встала как никог­да остро. Разрушение стойких хозяйственных связей и мощной си­стемы снабженческо-сб ...

Рынок труда и проблемы женской занятости
Рынок труда является особой областью рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Изучению современных явлений и некоторых аспектов политики государства на рынке труд ...