Существующий механизм ценообразования в жилищно-коммунальной сфере
В первом полугодии 2002 г в России жилищно-коммунальные услуги были предоставлены на сумму 264,6 млрд. руб., из которых платежами населения покрыто 133,3 млрд. руб. (50,4%), бюджетами всех уровней – 75,6 млрд. руб. (28,6%), неполное финансирование отрасли составило 55,7 млрд. руб. По итогам 6 месяцев 2002 года установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в среднем по РФ составил 79,9% при федеральном стандарте 90%. Реальный уровень оплаты с учетом предоставленных льгот, субсидий и дотаций всем категориям населения достиг 50,4%. Фактическая стоимость предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг по итогам первого полугодия в среднем по РФ составила 21,5 руб. на 1 км м общей площади жилья в месяц (федеральный стандарт – 19,1 руб.) и имеет тенденцию к росту, что в значительной мере обусловлено повышением цен на энергоресурсы [22].
На сегодняшний день финансирование жилищно-коммунальной отрасли осуществляется в основном из двух источников:
- оплата потребителей, которыми могут выступать население, коммерческие, общественные и бюджетные организации;
- бюджетное дотирование разности в реальной стоимости услуги и административно установленным уровнем ее оплаты для того или иного потребителя (населения).
В Санкт-Петербурге в 2002 году получено на финансирование Невского района через главных распорядителей бюджетных средств 873 млн.912 т.р.
Таблица 1.2.
Бюджетное финансирование Невского района Санкт-Петербурга в 2002 году, млн.р.
Целевые статьи финансирования |
Сумма |
Финансирование КСЖФ*, из них: -Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию -Финансирование льгот по оплате коммунальных услуг -Финансирование компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг -Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ - Капитальный ремонт ЖФ -Капитальный ремонт ведомственного фонда -Капитальный ремонт и модернизация лифтового оборудования -Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ депутатами |
825, 071 293,852 127,815 41,269 171,887 4 ,000 3,060 7,259 22,523 |
Финансирование ТФУ** Невского района, из них: -Капитальный ремонт -Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию -Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ по распоряжению главы ТУНАР*** -Депутатские поправки |
48, 849 28,771 3,691 10,127 6,260 |
*КСЖФ—Комитет по содержанию жилищного фонда
** В каждом административном районе имеется местный орган Комитета финансов — территориальное финансовое управление. ТФУ ведет субсчета городского бюджета по своему району.
***ТУНАР—территориальное управление Невского административного района
Кроме того, существует система перекрестного субсидирования, когда одни потребители за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей (например, промышленность—за население по услугам водоснабжения и водоотведения). Такая ситуация приводит к тому, что для поставщика потребители делятся на прибыльных и убыточных. Частично финансирование идет также за счет расходов предприятий, все еще имеющих на балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает эффективность их деятельности и конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению цен (тарифов), если эти предприятия являются субъектами естественных монополий [10].