Существующий механизм ценообразования в жилищно-коммунальной сфере

В первом полугодии 2002 г в России жилищно-коммунальные услуги были предоставлены на сумму 264,6 млрд. руб., из которых платежами населения покрыто 133,3 млрд. руб. (50,4%), бюджетами всех уровней – 75,6 млрд. руб. (28,6%), неполное финансирование отрасли составило 55,7 млрд. руб. По итогам 6 месяцев 2002 года установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в среднем по РФ составил 79,9% при федеральном стандарте 90%. Реальный уровень оплаты с учетом предоставленных льгот, субсидий и дотаций всем категориям населения достиг 50,4%. Фактическая стоимость предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг по итогам первого полугодия в среднем по РФ составила 21,5 руб. на 1 км м общей площади жилья в месяц (федеральный стандарт – 19,1 руб.) и имеет тенденцию к росту, что в значительной мере обусловлено повышением цен на энергоресурсы [22].

На сегодняшний день финансирование жилищно-коммунальной отрасли осуществляется в основном из двух источников:

- оплата потребителей, которыми могут выступать население, коммерческие, общественные и бюджетные организации;

- бюджетное дотирование разности в реальной стоимости услуги и административно установленным уровнем ее оплаты для того или иного потребителя (населения).

В Санкт-Петербурге в 2002 году получено на финансирование Невского района через главных распорядителей бюджетных средств 873 млн.912 т.р.

Таблица 1.2.

Бюджетное финансирование Невского района Санкт-Петербурга в 2002 году, млн.р.

Целевые статьи финансирования

Сумма

Финансирование КСЖФ*, из них:

-Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию

-Финансирование льгот по оплате коммунальных услуг

-Финансирование компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг

-Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ

- Капитальный ремонт ЖФ

-Капитальный ремонт ведомственного фонда

-Капитальный ремонт и модернизация лифтового оборудования

-Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ депутатами

825, 071

293,852

127,815

41,269

171,887

4 ,000

3,060

7,259

22,523

Финансирование ТФУ** Невского района, из них:

-Капитальный ремонт

-Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию

-Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ по распоряжению главы ТУНАР***

-Депутатские поправки

48, 849

28,771

3,691

10,127

6,260

*КСЖФ—Комитет по содержанию жилищного фонда

** В каждом административном районе имеется местный орган Комитета финансов — территориальное финансовое управление. ТФУ ведет субсчета городского бюджета по своему району.

***ТУНАР—территориальное управление Невского административного района

Кроме того, существует система перекрестного субсидирования, когда одни потребители за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей (например, промышленность—за население по услугам водоснабжения и водоотведения). Такая ситуация приводит к тому, что для поставщика потребители делятся на прибыльных и убыточных. Частично финансирование идет также за счет расходов предприятий, все еще имеющих на балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает эффективность их деятельности и конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению цен (тарифов), если эти предприятия являются субъектами естественных монополий [10].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике

Сдельная, повременная и другие разновидности оплаты труда
Под оплатой труда принято понимать выраженную в денежной форме часть стоимости созданного трудом продукта, выдаваемую работнику предприятием, в котором он работает или другим нанимателем. Различают дене ...

Специализация и кооперирование производства в мировом хозяйстве
Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает в наше время сложной структурой. Она включает международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотруд ...