Проблемы проведения тарифной политики и пути ее совершенствования

Проводимая на местах тарифная политика даже в реалиях сегодняшнего дня в максимальной степени направлена на получение бюджетного финансирования, что, в свою очередь, в силу ограниченности последнего приводит к торможению развития сферы жилищно-коммунальных услуг. Социальным критерием является платежеспособность населения, определяемая динамикой среднедушевого дохода граждан и фактической долей расходов на оплату услуг в доходах населения.

В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако, отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системы типовых договоров, отражающих интересы как поставщика услуги, так и ее потребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.

Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).

Антимонопольное регулирование, имеющее целью снижение негативных последствий монопольного положения предприятий отрасли и обеспечение безусловного соблюдения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» (принятого в 1996 г.), постановления Правительства «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (от 26 сентября 1994 г.), а также «Правил предоставления коммунальных услуг», и «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (утвержденных постановлением правительства РФ от 10.02.97 г.), возможно путем реализации комплекса взаимоувязанных действий как экономического, так и административного характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это, конечно же, требует совершенствования функционирования таких составляющих хозяйственного механизма как финансирование, ценообразование, управление и взаимоотношения между всеми сторонами, участвующими в процессе производства и получения жилищно-коммунальных услуг [10].

Одной из ключевых задач реформирования жилищно-коммунального комплекса, как было провозглашено в постановлении Правительства РФ от 17.11.01 № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы “Жилище” на 2002–2010 годы», является совершенствование тарифного регулирования. В этой сфере возникло много проблем. Многие из них вызваны отсутствием единого подхода к тарифному регулированию как к системе отношений. Это проявляется, например, в том, что до сих пор не принят методический документ, определяющий современный подход к формированию тарифа и действительно отвечающий требованиям политики реформирования отрасли в плане ориентации регулируемых предприятий на эффективную деятельность.

Введение двухставочных тарифов – это одно из направлений совершенствования тарифного регулирования. Дело в том, что распространенная ныне практика установления одноставочных тарифов, основанных на нормативном потреблении ресурсов, да еще в отсутствие приборов учета, не способствует их рациональному использованию. Зачастую потребитель или платит за непотребленные ресурсы, или фактически расходует больше, чем предусмотрено нормативами. Если потребитель подключен к сети, но не потребляет услугу, то предприятие не получает никакой выручки даже за то, что осуществляет определенную деятельность по поддержанию сетей в надлежащем состоянии. Двухставочные тарифы во многом снимают эти вопросы и способствуют повышению финансовой устойчивости коммунальных предприятий путем устранения риска потерь, вызванных сезонными и климатическим факторами в потреблении коммунальных услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике

Роль комплексного анализа в управлении
В экономическую жизнь нашей страны управленческий анализ вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных этой среде управленческ ...

Спрос и предложение на рынке труда
В экономической науке под рынком понимается институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки могут принимать различн ...