Проблемы проведения тарифной политики и пути ее совершенствования

– тариф за фактически предоставленную услугу, который должен возмещать затраты, возникающие у производителя в случае доведения услуги до потребителя, и обеспечивать его расширенное воспроизводство.

Методика расчета двухставочного тарифа в Приложении 2.

Таким образом, отправной точкой расчета тарифа является разделение всех расходов на постоянные и переменные, что обуславливает необходимость выбора базы распределения прочих расходов и прибыли. Далее следует использование нормативного метода при исчислении отдельных, прежде всего ресурсных статей калькуляции, что требует приложения эффективной системы нормативов, отражающих современный уровень развития производительных сил и стимулирующих рациональное использование ресурсов.

Рассмотрим, возможно ли снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг. В середине 1997 года Президентом России был подписан указ, определяющий основные направления реформы ЖКХ. Это—реформирование системы управления ЖКХ, демонополизация отрасли и создание в ней конкурентной среды; ресурсосбережение и снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги при обеспечении государственных стандартов качества обслуживания потребителей. Решение задачи снижения себестоимости услуг включает в себя 2 основных направления:

• регулирование деятельности естественных локальных монополистов;

• организация ресурсосбережения.

Регулирование деятельности локальных естественных монополий по поставке коммунальных услуг направлено на:

• регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов;

• внедрение альтернативных технологий.

Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда. Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энерго-ресурсосбережению.

Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов. К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа. В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента:

• организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета;

• внедрение новейших ресурсосберегающих технологий.

В настоящее время стране не хватает 10 миллионов кубометров воды в сутки. Это не больше не меньше—15% от потребностей. Более чем в 100 городах кран выдает жидкость по графику. Только из-за неисправностей в водопроводах происходит четверть всех потерь. Нерациональное использование воды потребителями, возникающее благодаря отсутствию приборов учета и регулирования водопользования, приводит к громадному перерасходу. Собственно, попытки внедрить в быт всевозможные счетчики были и есть. Но многочисленные трудности мешают этому благому начинанию. Например, в Петербурге, где «осчетчикование» населения задумано еще в 1995 году и является одной из основных задач специального фонда жилищно-коммунальной реформы, существуют две главные преграды. Во-первых, даже если в какой-то квартире или, может быть, в целом доме установлены счетчики, то плату за воду по-прежнему берут как без счетчика. В масштабах целого города точный учет потребления воды в одном отдельно взятом доме ничего не решает и заниматься этим некому. Вот если бы во всех домах и квартирах стояли такие счетчики—это другое дело. Но тут встает вторая преграда. А кто, собственно, будет платить за счетчик и его установку? "Водоканал"? Ему это по большому счету не нужно. Население? Опять же нет. Лишних денег ни у кого нет. Но проблему решать как-то надо. В Петербурге существует некая базовая идея, которую мечтают хоть когда-нибудь реализовать. Суть ее такова: счетчики и их установку оплачивают некие компании (производители или эксплуататоры) за свои деньги. Оплата же воды потребителями производится по-старому, по нормам. Деньги за воду разделяются так: то, что по счетчику—поставщику воды, все, что сверх того—компании-"счетоводу". Таким образом, счетчики должны окупиться за два года. Это связано с тем, что средний российский горожанин ежесуточно потребляет 300 литров воды. (В Петербурге этот показатель составляет 600 литров, а в Москве 1000.) Для сравнения, в Европе потребление воды составляет 120—180 литров на человека в сутки. Логика творцов описываемой идеи, видимо, такова: увидев, как много воды они потребляют, граждане возьмут на себя повышенные обязательства по повсеместной экономии воды и увеличат разрыв между фактическим и нормативным потреблением. Соответственно, увеличится разница и в оплате. Она-то и окупит установку счетчиков. Такая вот замечательная идея. Однако маловероятно, что найдется хотя бы одна такая рисковая компания, а также, что жители нашего города настолько сознательны. Лейтмотивом нашего водопотребления остается—«Лей, пока халявная». К сожалению, счетчиков воды (да и других ресурсов—газа, электричества) в питерских домах не будет, видимо, еще очень долго. Примечательно, что при дефиците воды имеется также и недостаток мощностей канализации. В среднем по стране в устаревших очистных сооружениях до нормативного состояния очищается лишь около 50% стоков. И это неудивительно, если учесть, что инженерные коммуникации российских городов по уровню надежности работы хуже европейских в 2,5—4 раза. Более половины городских подземных трубопроводов отслужили нормативный срок. В состоянии клинической смерти находится 50000 км трубопроводов, 300000—в состоянии комы. При этом реанимируется не более 1% сетей в год, при необходимом минимуме 3—6%. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости срочных коренных реформ в сфере ЖКХ. Даже если отбросить в сторону неудовлетворенность горожан, само состояние экономики России не позволяет ей иметь такую роскошь, как требующее постоянных и непосильных для страны вложений коммунальное хозяйство.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Заметки по экономике

Совершенствование оплаты труда на примере промышленного предприятия
Проблема оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социал ...

Специализация и кооперирование
Тема: «Специализация и кооперирование производства, и их значение для повышения результативности деятельности предприятия» выбрана мною не случайно, потому как, является актуальным ...