Соотношение цены и качества как фактор конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг

Рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется наличием конкурентных и монопольных сегментов (смешанный тип рынка). Отраслями жилищно-коммунального хозяйства, в которых возможна развитая конкуренция, являются: техническое обслуживание и содержание жилищного фонда, в частности, обслуживание и ремонт внутридомовых систем (сантехнических, электротехнических, теплоснабжения); ремонтно-строительные работы; техобслуживание лифтов; техобслуживание телевизионных антенн; обслуживание электроплит; обслуживание наружного освещения; обслуживание и ремонт инженерного оборудования, мест общего пользования и содержание придомовой территории; вывоз твердых и жидких бытовых отходов; управление жилищным фондом; установка и ремонт приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды; озеленение территорий; ритуальные услуги. Отраслями жилищно-коммунального хозяйства, привязанными к инженерным сетям, в которых действуют субъекты естественных локальных монополий, являются водоснабжение и водоотведение; теплоснабжение; электроснабжение; газоснабжение. В настоящее время проводится политика выделения в общей деятельности монопольных структур отдельных сфер, которые они могут передать на условиях субподряда другим хозяйствующим субъектам – сторонним организациям (работы по ремонту и перекладке наружных инженерных сетей; работы по ремонту и техническому обслуживанию электроизмерительных приборов). Для отдельных сфер деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг, в частности, для управления жилищным фондом, в программных документах прогнозировался постепенный переход на конкурентные отношения. Управление жилищным фондом остается той сферой деятельности, в которой сохраняются административные методы хозяйствования. Ситуация с внедрением и развитием конкурентных основ в сферу управления жилищным фондом на данный момент неблагоприятна, так как существующая сеть созданных служб заказчика и товариществ собственников жилья недостаточна для развития конкуренции в сфере управления жилищным фондом. Необходимо упорядочение ценообразования в сфере ЖКХ (особенно на услуги естественных монополий) на основе совершенствования федерального законодательства. В 1995 г. из проекта Федерального закона «О естественных монополиях» была исключена такая сфера естественно-монополистической деятельности, как жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, канализация и пр.), реформирование жилищно-коммунального хозяйства началось без должного правового урегулирования этих монопольных сфер. В результате ценовая политика в секторе ЖКХ является в настоящее время неупорядоченной (основы ценовой политики в соответствии с подпунктом ж) ст.71 Конституции Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации; кроме того, в соответствии с п.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, частью второй п.2 ст.1, п.2 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение правоспособности юридических лиц, в том числе в сфере ценообразования, может быть введено только федеральным законом). Очевидно, что при значительной доле субъектов естественных локальных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства размеры устанавливаемых ими тарифов на оказываемые услуги существенно влияют на весь ценовой фон данной сферы. Такое отсутствие альтернативных поставщиков в системе ЖКУ имеет также следствием для потребителя необходимость оплаты указанных услуг по завышенным ценам и тарифам, рост которых не предполагает тесной связи с повышением качества данных услуг. [19].

Основной причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства является сильное влияние административных, а не экономических рычагов воздействия на предприятия, занимающихся предоставлением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь—со стороны местных администраций. Это, в частности, находит отражение в отсутствии развитых договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде. По-прежнему, у руководителей местных органов власти существует иллюзия, что административным путем можно получить лучшие результаты за меньшие деньги, чем при создании необходимых экономических, рыночных механизмов хозяйствования.

Отсутствие эффективных договорных отношений приводит к значительной финансовой неопределенности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, большой финансовой задолженности части потребителей (в первую очередь—бюджетных) перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Это, в свою очередь, побуждает поставщиков услуг диктовать условия поставки другим, более мелким потребителям, например, товариществам собственникам жилья. Все эти факторы делают сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг сегодня малопривлекательной для частного капитала.

Итак, возможно ли на сегодняшний день проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотраслях жилищно-коммунального хозяйства? Возможность создания конкурентной среды и подходы к демонополизации объектов коммунального назначения весьма различны для предприятий различных подотраслей, что диктует необходимость их раздельного рассмотрения. По признаку возможности создания конкурентной среды можно условно выделить следующие четыре группы:

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
Тема данной работы – «Рынок совершенной и несовершенной конкуренции». Целью написания реферата являлся тщательный и подробный анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынка. В работе ...

Рынок драгоценных металлов в России
Основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов является Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в законную силу 7 апреля 1998 года. В соответст ...