Договорные отношения как инструмент защиты прав потребителей

Практически все регионы отмечают качественные изменения схем управления жилищно-коммунальным хозяйством в связи с образованием служб заказчика, разделением функций заказчика и подрядчика, заключения договоров между службами заказчика и подрядными организациями на предоставление жилищно-коммунальных услуг, проведением конкурсов, созданием товариществ собственников жилья. Конкурсный принцип отбора организаций внедряется в сфере жилищно-коммунального хозяйства при выполнении различных видов деятельности. Наибольшее количество конкурсов проведено в Ростовской области, Калининградской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Марий Эл, Пермской области. Посредством проведения конкурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве происходит привлечение частных предприятий, работа которых отличается меньшей стоимостью и высоким качеством предоставляемых услуг [19]. Так, например, в 2002 г. в Невском районе нашего города проведено 5

открытых конкурсов (1—КСЖФ, 4—Невским РЖА) на размещение государственного заказа по закупке товаров, работ и услуг, финансируемых из КСЖФ. По результатам проведенных открытых конкурсов

заключено 19 государственных контрактов на техническое обслуживание и ремонт вентиляционных каналов и дымоходов, услуг по дератизации, закупке автомобильного топлива, вывоз бытового мусора, ремонт кровли, установка металлических дверей, ремонт розливов холодного водоснабжения, ремонт и модернизация лифтов. При этом размер экономии составил 1011,7 тыс.р. и средний процент снижения стоимости—2,3. По результатам проведённых других способов закупок заключено договоров и включено в Реестр государственных контрактов КСЖФ на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, поставку коммунальных услуг – 541 договора, на сумму – 145 110 т.р. С характеристиками проведения конкурсов можно ознакомится в Табл. 1 Приложения 3 [15].

Победителями конкурсов на техническое обслуживание жилищного фонда оказываются, как правило, муниципальные предприятия. А в конкурсах на обслуживание лифтов и капитальный ремонт жилищного фонда побеждают в основном субъекты малого и среднего частного предпринимательства. Основной проблемой, с которой сталкиваются организаторы конкурсов на право технического обслуживания жилья, является отсутствие других участников конкурса, кроме муниципальных предприятий ЖКХ, так как данные рынки в настоящее время являются малопривлекательными в силу низкой доходности и высокой степени риска задержки платежей заказчиком. В результате проведения конкурсов на капитальный ремонт жилищного фонда отмечается улучшение качества ремонтных работ и снижение сметной стоимости от стартовой цены в среднем на 5-6%. Основной причиной, сдерживающей эффективное проведение конкурсов, является отсутствие в местных бюджетах средств для своевременного расчета с подрядчиками по договору. [19].

Договорная основа взаимоотношений между сторонами позволяет осуществлять контроль исполнения обязательств. Трудности в развитии договорных отношений (имеются случаи как затягивания процесса заключения договоров, так и незаключения договоров) связаны с недостаточной проработкой правовой стороны договорных взаимоотношений. Механизм договорных отношений только отрабатывается, иногда договоры заключаются формально. Из-за недостаточного уровня оплаты для обеспечения должного качества предоставляемых услуг наблюдаются случаи отказов включения в договоры показателей качества. Перевод отрасли на договорные отношения тормозится тем, что в настоящее время происходит передача ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность. Определенные трудности при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями вызывает наличие отдельных бесхозных сетей (сетей, не принятых комитетом по имуществу и не переданных ресурсоснабжающим организациям в эксплуатацию). Не всегда договоры заключаются по итогам конкурсов вследствие ненадлежащего финансирования оплаты жилищно-коммунальных услуг, отсутствия гарантий своевременной оплаты предусмотренных по договору работ. Таким образом, в условиях дефицита бюджетных средств, направляемых на жилищные дотации и субсидии, инструменты рыночной экономики не могут работать должным образом. Таким образом, происходит дальнейшее разделение функций заказчика и подрядчика, освобождение служб заказчика от несвойственных им функций. Негативным моментом является то, что службы заказчика создаются административным путем, в их деятельности преобладает административное начало. Соответственно, конкуренция на рынке услуг, оказываемых заказчиками (управление жилищным фондом), не развита.[19]

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Спекуляция микроэкономический подход к анализу причин и результатов
Эта работа призвана рассмотреть понятие «спекуляция» с точки зрения микроэкономического анализа. Спекуляция является значительным, вредным для населения и производства повышением цены на средства потребления ...

Проблема выбора и альтернативная стоимость.
...