Политика в сфере культуры и досуга.

На протяжении всех лет истории СССР развитие культурно-досуговой деятельности осуществлялась на базе постулата, сформированного в свое время Карлом Марксом, что свободное время личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому досуг был нацелен на восстановление, затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторичной. Большинство услуг в сфере культуры были бесплатными, либо имели доступную для населения оплату. Большинство государств, именуемых социальными, проводят разграничение между культурой, просвещением, как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программ бесплатного или льготного приобщения к культуре. Кроме того развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно-просветительной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, использовать отпуск. Такое состояние ведет к материальным трудностям, психологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старшего возраста (40 лет и старше) стали тратить больше времени на работу на садовом участке, приобретении дополнительного источника дохода (шитье, вязание и так далее). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок и так далее), домашние настольные игры, дневной сон и так далее.

У лиц возраста от 16 до 30 лет остаются популярными спортивные игры, дискотеки, клубы по интересам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизился интерес к искусству, чтению газет и журналов, художественной литературе. В тоже время появился зажиточный слой молодежи (20-40 лет), который может позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов и баров.

Уменьшение у большинства населения экономических возможностей для отдыха связано также с сокращением традиционных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокращению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится относится к числу важнейших функций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затраченных сил невозможно ни восстановление трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и трудовых конфликтов.

Заметки по экономике

Рынок алмазов
Россия по разведанным запасам и прогнозным ресурсам алмазов занимает первое место в мире, при этом 78% запасов сосредоточены в Якутии и 22 % - в Архангельской области. На сегодняшний день минерально-сырьев ...

Средства нетарифного регулирования внешнеэкономических связей
Многие, происходящие в мировой экономике процессы, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры тов ...