Как регулировать минимальный уровень оплаты труда

В механизме управления заработной платой исходной базой выступает ее минимальный размер (МЗП). Важным ее критерием является потребность трудящихся и членов их семей, минимально допустимый объем которой определяют с помощью бюджета прожиточного минимума (ПМ), рассчитываемого по методике Министерства труда и социального развития от 10 ноября 1992 г.

Из года в год органы государственной власти в принципе соглашаются с требованиями профсоюзов о необходимости приближения МЗП к ПМ, однако никаких реальных мер для реализации этих требований не предпринимается. Более того, до середины 1995 г. сохранялась устойчивая тенденция к снижению доли МЗП в ПМ. Если в июне 1992 г. МЗП составляла 55% по отношению к ПМ, то в июле 1994 г. - 22%, а июле 1995 г. - всего 15%. Начиная с августа 1995 г. и по декабрь 1996 г. соотношение этих показателей колеблется в пределах 17-20%. Поскольку покупательная способность МЗП, устанавливаемой государством, оказалась на катастрофически низком уровне, особенно важно в генеральном соглашении перейти от декларативных положений к конкретному механизму сближения МЗП и ПМ.

Необходимо повысить и роль отраслевых соглашений. Однако на 1996 г. по данным Федерации независимых профсоюзов лишь в немногих отраслевых соглашениях - в угольной промышленности (для занятых на подземных работах), на морском транспорте, в строительстве и промышленности строительных материалов (для занятых добычей и переработкой нерудных строительных материалов на подземных работах) - предусмотрено превышение минимальной тарифной ставки над средним по стране ПМ.

Очень важны и региональные соглашения по определению приемлемого уровня гарантированного минимума заработной платы. Например, в трехстороннем соглашении на 1996 г. по Москве предусмотрено обязательство работодателей выплачивать заработанную сумму за полный рабочий день не ниже ПМ. Если на предприятии МЗП окажется ниже ПМ, то в соответствии с соглашением работодатель обязан составить совместно с профсоюзом программу ее поэтапного повышения. Разработку таких программ взяли на себя также работодатели Челябинской области в соглашении на 1994-1996 гг.

Один из факторов, который должен учитываться, - сопоставление МЗП со средним уровнем оплаты труда. Доля МЗП по отношению к средней в РФ в 1994-1995 гг. колебалась от 6 до 11% по различным месяцам, а в декабре 1996 г. упала примерно до 8%. В развитых странах с рыночной экономикой эта доля доходит до 40-50%, а в России в дореформенных 1989 и 1990 гг. составляла соответственно 27 и 24%.

Если установить рассматриваемое соотношение таким, каким оно сложилось в дореформенный период, то МЗП можно было бы увеличить с 20 до 50-55% по отношению к ПМ. Кроме того, существует объективная необходимость увеличения доли заработной платы в доходах примерно в 1,5 раза, что позволит вывести соотношение МЗП и ПМ на уровень примерно 75%.

При обосновании минимального уровня заработной платы необходимо учитывать и такие факторы, как дифференциация сравнительного уровня жизни различных социальных групп населения, размеры социальных выплат, занятость населения и производительность труда.

Таким образом, обоснование МЗП требует комплексного подхода, а также решения следующих задач:

на федеральном уровне устанавливать МЗП не в денежном выражении, а в соотношении с ПМ, что обеспечит ее равную покупательную способность по всем регионам;

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Сравнительная характеристика методов принятия решений относительно инвестиционных программ
Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, кол ...

Сбережения и доходы населения
Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Но процессы, ...