Европейская валютная система.

К примеру, одна страна может входить сразу в несколько интеграционных групп, быть связанной различными обязательствами и быть наделенной различными правами даже со странами-участниками одной группировки. Сейчас, Евросоюз находится в процессе завершения факторов экономического союза и перехода к экономическому валютному союзу. С 1 января 1999 года была введена единая валюта «евро», а к 2002 году запланировано завершение перехода к ЭВС. Наднациональные надстройки в Евросоюзе выглядят следующим образом:

- Совет Министров, в состав которого входят представители стран-членов союза, как правило, на уровне министерств и наделенный законодательным правом.

- Европейская комиссия – исполнительный орган, но может выступать и с законодательной инициативой.

- Европарламент – осуществляет контроль над еврокомитетом и участвует в законодательном процессе.

- Суд – обеспечивает соблюдение законности.

- Европейский совет – выработка главных политических принципов.

Помимо этих организаций существуют еще различные институты экономического и финансового профиля, а также разного рода контролирующие и консультирующие органы. Это все структурные настройки определяющие и организующие выполнение направления развития, а также выполняющие согласовательную и контролирующую функции. Евросоюз – это уже развитая и практически сложившаяся система сотрудничества, в которой сейчас видна ее обоснованность и положительный характер.

Европейскому сообществу повезло и с удачным расположением и со сложившейся обстановкой, что обеспечило именно такую линию развития. Но существует достаточное количество других интеграционных групп, которые хотя и имеют некоторые схожие черты с Евросоюзом, но развивающиеся с совершенно другими качественными характеристиками.

Например, Северо-американский союз НАФТА был сынициотирован в первую очередь политиками, а страной-лидером стали США, оно и понятно, ведущая мировая держава, которая к тому же активно вмешивалась в экономики своих соседей. Интеграционные процессы на северном континенте начались двенадцать лет назад, но уже через несколько лет предполагают создать единый контенентальный рынок, хотя для этого было бы неплохо подправить социальных статус Мексики. В странах НАФТА пока нет развитых наднациональных надстроек, но видимо, они все же объективно возникнут, хотя, скорее всего в других формах, чем в Евросоюзе.

Совсем по-другому обстоят дела с Южным Континентом Америки. Там из-за исторической концентрации ресурсов в прибрежных крупных городах сильно затруднено создание внутриконтинентального рынка. Это во многом объясняется еще и климатическими условиями, и так же тем, что многие страны южного конуса работали в основном на экспорт товаров, что привело к становлению и укреплению портов-мегаполисов. Становлению и укреплению протекционизма к стилю открытой экономики, для стран Латинской Америки видится перспективным некое сближение с Северной Америкой. Для североамериканцев это новые рынки, укрепление позиций, прежде всего для США, а для южного континента – это в свою очередь, изменение конъюнктуры и отлаживание рынка, а также новые технологии и поступления инвестиций. Хочется отметить самую динамичную на сегодняшний день интеграционную зону МЕРКОСУР, у которой, к примеру, в период с 1991 по 1993 годы внутризональный экспорт возрос более чем в 2 раза и составил половину экспорта всех стран Латинского континента и Карибского бассейна.

Интересными с точки зрения прохождения интеграционных процессов являются два региона – это Азиатско-Тихоокеанский и Африканский регионы. Но если азиатско-тихоокеанский регион привлекает своими быстрыми в последние двадцать лет темпами экономического роста, то Африка остается не сильно развитым континентом, с различающимся уровнем развития отдельных стран. Азиаты строят свои взаимоотношения на другом, нежели рассмотрено выше принципе сближения. Они ищут что-то общее азиатское и объединяются по этому признаку. Но ни во что практическое это не вылилось, появились только наднациональные организации, которые служат простым балансом. Так что перед странами азиатско-тихоокеанского региона, сейчас стоит дилемма перед выбором направленным либо на переход к открытому рынку и действительное объединение экономик, либо это целенаправленное регулирование интеграцией, специально созданными для этого институтами или это простое воплощение отдельных проектов. На африканском континенте дело обстоит иначе, нет и речи об общеафриканских интересах. Каждая страна пытается проводить свою собственную политику, нередко и силой оружия.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Заметки по экономике

Российская экономика в 1991-1999 гг.
Конец 1991 года ознаменовал собой вступление нашей страны в принципиально новый этап своего развития. Это было не просто начало очередной фазы стартовавшего в середине 80-х годов процессов реформирования советс ...

Рынок труда Мурманской области
Невозможно сознательно строить карьеру, не опираясь на информацию о рынке труда, о том, какие специальности востребованы в настоящий момент, и о том, как ситуация на рынке труда может меняться. Целью данно ...