Организация социальной защиты в современной России.

При установлении минимального уровня заработной платы в документах Международной Организации Продовольствия (МОП) рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости.

За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.

В России минимальный размер заработной платы составлет 83,4 руб. Но если в США минимальный уровень заработной платы установлен из расчета, чтобы потребление мяса в год на душу населения составляло 80 кг, то в России на минимальную заработную плату можно приобрести только около 60 кг мяса в год, но денег на другие товары и услуги уже не останется. МОП рекомендует 33 кг мяса в год, но такое количество этого продукта потребляется только в слаборазвитых странах.

Наиболее общими критериями бедности являются безработица и инфляция, уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная величина этих показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если индекс безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс убогости”- 1002%.

Основным критерием бедности является уровень доходов, который приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили на потребление третью часть семейного бюджета. В России уже в 1992 году затраты на еду в доходах большинства семей составляли около 75%.

Общий уровень бедности в той или иной стане определяется показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг. Другой, кроме этого, включает минимальные духовные и социальные запросы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех - 639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.

В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской семьи из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400 дол.).

В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Заметки по экономике

СЭЗ Алтай
К середине 90-х годов, по информации В. Д. Андрианова, советника заместителя председателя правительства РФ (ЭКО, № 3, 1997 г., стр. 130 - 143), в мире функционировало около 1200 свободных экономических ...

Рынок драгоценных металлов в России
Основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов является Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в законную силу 7 апреля 1998 года. В соответст ...