Социальная защита в Советский период.

В конце 1991 - начале 1992 года перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема выбора парадигмы включения социальной политики в экономическую стратегию. Концепция реформы изначально исходила из необходимости повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. При этом социальная сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии. Степень свободы экономического манёвра по существу была ограничена лишь опасностью социальных кризисов, обойти которые стремились, впрочем, не с помощью решения социальных проблем, а путём наращивания карательного аппарата государства. Развитие социальной сферы после прихода реформаторов к власти даже не называлось в качестве явной цели реформы, несмотря на многочисленные декларации о «социально-ориентированной экономике».

Недостаточность, а точнее, практически отсутствие социальной защиты населения в годы перестройки объясняется в первую очередь недальновидностью политики правительств-реформаторов.

Одним из её «достижений» стал крупномасштабный скачок инфляции. Следствием так называемой политики «ускорения», проводившейся с приходом М.С.Горбачёва к власти, явилось вбрасывание в экономику не обеспеченных продукцией денег в виде зарплаты за существующее лишь на бумаге увеличение объёмов производства. Планирование фонда заработной платы в процентах к объёму производства в рублях привело к резкому опережению спроса над предложением. Отсюда: «полупустые прилавки и полные холодильники».

Результатом принятия в 1988 году Закона о Госпредприятии стало начало криминального растаскивания госсобственности, а так же вбрасывание до того безналичных денег для расчётов между предприятиями на рынок потребительских товаров, окончательно опустошив полки магазинов и наполнив рынки «чёрные». Скачок инфляции был подготовлен, и в 1991 году правительство Гайдара, либерализовав цены, поставило их на путь невиданных темпов роста. Выше уже было показано (см.табл.3), что рост заработной платы, социальных выплат значительно отставал от этих темпов.

Не меньшим «достижением» реформ было невиданных масштабов падение производства (см.табл.3),

Табл.3 ВВП в Млрд. долларов США.

 

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Итого

ВВП

965

1007

1022

991

941

805

735

641

615

585

-380

повлекшее за собой в социальном плане:

* безработицу, в том числе скрытую;

* снижение реальных доходов населения;

* значительное сокращение госбюджета и, как следствие, уменьшение деятельности государства в социальной сфере (см.табл.4).

Табл.4 Расходы Государственного бюджета России.

 

1990

1993

1995

Всего, млрд. руб.

151,0

57674,0

487400,0

На социально-культурные мероприятия, млрд. руб.

65,2

14336,6

126900

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Рынок и рыночные отношения
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующе ...

Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России
Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно лишь производством материальных благ. Но чтобы произвести эти материальные блага, способные удовлетворить ...