Мотивация труда и повышение эффективности работы

Трудовая мотивация - это про­цесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленной на до­стижение целей организации, к продуктивному выполнению при­нятых решений или намеченных работ.

Р.Оуэн и А.Смит считали день­ги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические суще­ства, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и т.д.

Современные теории мотива­ции, основанные на результатах психологических исследований, до­казывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мне­нию одних ученых, действия чело­века определяются его побуждени­ями (потребностями). Придержи­вающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожи­даний.

Теории мотивации используют поня­тия "потребность" и "вознаграждение". Потребности нельзя непосредственно на­блюдать или измерить, о них можно су­дить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и т.п. Вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта, т.е. являются психологическими: потребность в привязанности, уважении, успехе.

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку то, что он считает для себя ценным. Но в понятие "ценность" разные люди вкладывают нео­динаковый смысл, а следовательно, разли­чаются и их оценки вознаграждения. На­пример, состоятельный человек, возмож­но, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значимыми для себя, чем деньги, которые он получит за сверхуроч­ную работу на благо организации. Для ра­ботающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение кол­лег и интересная работа, а не материаль­ные выгоды, которые он получал бы, вы­полняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.

"Внутреннее" вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство причаст­ности к определенному коллективу, удов­летворение от общения и дружеских от­ношений с коллегами.

"Внешнее вознаграждение" - это зар­плата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня долж­на удовлетворяться прежде, чем потреб­ность следующего уровня станет более значимым фактором, определяющим по­ведение человека.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотива­ция, которая сработала один раз, окажется эффективной в дальнейшем, С развитием личности расширяются потенциальные возможности, по­требности в самовыражении. Та­ким образом, процесс мотивами путем удовлетворения потребнос­тей бесконечен.

На Западе существует множе­ство теорий мотивации труда. К примеру, теория Д.Мак-Клеланда делает упор на потребности выс­шего уровня: власть, успех и прича­стность. У разных людей может до­минировать та или другая из них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стре­мящиеся отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руково­дители высокого уровня.

Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Та­ким людям организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и возможность самим доводить дело до конца.

Мотивация на основании потребности в причастности характерна для людей, за­интересованных в развитии личных свя­зей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Таких со­трудников следует привлекать к работе, которая даст им возможность широкого общения.

Оплата труда является мотивирую­щим фактором, только если она непосред­ственно связана с итогами труда. Работни­ки должны быть убеждены в наличии ус­тойчивой связи между получаемым мате­риальным вознаграждением и производи­тельностью труда. В заработной плате обя­зательно должна присутствовать составля­ющая, зависящая от достигнутых резуль­татов.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Сбережения и доходы населения
Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Но процессы, ...

Рынок алмазов
Россия по разведанным запасам и прогнозным ресурсам алмазов занимает первое место в мире, при этом 78% запасов сосредоточены в Якутии и 22 % - в Архангельской области. На сегодняшний день минерально-сырьев ...