Факторы определения рыночной цены
1. Спрос.
В любом обществе уровень цен на товары регулируется спросом и предложением.
Спрос – характеризуется желанием и возможностью людей покупать товары.
Закон спроса: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
Величина спроса – количество товара, которое потребители готовы и в состоянии покупать по некоторой цене в течении определенного периода времени. Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшаться при ее повышении.
![]() | |||
![]() |
- этапы посредники, обеспечивающие превращение потребности в спрос, а спрос – в покупку.
Рис. 2. Схема формирования и удовлетворения спроса.
При наличии спроса на товар низкого качества, потребители с ростом доходов могут отказаться от данного товара и начнут приобретать товар-заменитель более высокого качества. Если растет цена на товары-заменители, то повышается спрос и на сам товар. Потребитель будет покупать большее количество тех товаров, относительные цены на которые ниже при прочих равных условиях. Цены других товаров оказывают значительное влияние на спрос данного товара в зависимости от вида спроса:
· Конкурирующий спрос, когда один товар служит заменителем другого товара. В этом случае, если на один товар снижаются цены, то и на другой товар тоже,
· Совмещенный спрос, когда один товар дополняет потребление другого. Снижение цены на один товар приводит к росту на другой.
С – спрос; Ц – цена.
Рис. 3. Факторы, влияющие на спрос.
Зависимость между ценой товара и количеством товара, которые могут и хотят приобрести покупатели, описывается кривой спроса.
![]() | |||
![]() | |||
Изменение величины спроса, происходящее в результате изменения цены товара есть движение от одной точки кривой спроса к другой точке (из А в В). Изменение величины спроса, происходящее при неизменном уровне цен, показало смещением кривой спроса вправо (в случае увеличения величины спроса) или влево (в случае уменьшения величины спроса).