Методы страхования лизинговых рисков

При проведении лизинговых операций большое место занимает выявление и анализ возможных рисков. А так же разработка эффективных методов их страхования или минимизации. Решение этих проблем должно осуществляться как на стадии технико-экономического исследования, так и непосредственно в процессе осуществления инвестиционного проекта. В общем случае лизинговый риск

– это вероятность возможных потерь, связанная со спецификой лизинговых операций. Лизинговые риски несет как лизингодатель, так и лизингополучатель. Однако в большинстве случаев большая доля совокупных рисков приходится на лизингодателя.

Все наиболее часто встречающиеся виды рисков, возникающих при лизинговых операциях, можно объединить в три укрупненные группы (табл. 1.5):

- чисто лизинговые риски;

- финансовые риски;

- политические и юридические риски.

Представленные в табл. 1.5 группы рисков в большей или меньшей степени характерны как для лизинга машин и оборудования , так и для лицензирования технологий. Однако следует отметить, что операции по лизингу оборудования считаются менее подверженными рискам при качественном проведении технико-экономического исследования в части отбора перспективной технологии.

К чисто лизинговым рискам относятся риски, непосредственно связанные с динамикой и/или изменением стоимостных, технологических и технических характеристик объектов лизинга.

Таблица 1.5 Классификация лизинговых рисков

Группы рисков

Виды рисков

- Лизинговые риски

Чисто лизинговые риски

Маркетинговый риск

Ценовой риск

Риск гибели или порчи объекта лизинга

Риск ускоренного морального старения объекта лизинга

Финансовые риски

Риск несбалансированной ликвидности

Платежный риск

Процентный риск

Валютный риск

Политические и юридические риски

Риск изменения политической ситуации

Социальный риск

Риск изменения законодательной базы

Маркетинговый риск

, или риск неполучения прибыли , присущ в основном сделкам оперативного лизинга. Источники этих рисков связаны с тем, что лизингодатель приобретает у поставщика машины и оборудование, не будучи уверенным в наличии спроса на весь объем имеющегося технического парка. Подвергаясь маркетинговым рискам, лизингодатель, специализирующийся на оперативном лизинге, может использовать следующие методы страхования:

1 . В качестве объектов оперативного лизинга приобретаются те виды оборудования и другой техники, которые пользуются стабильно высоким спросом на рынке

2 . Лизингодатель проводит постоянный анализ конъюнктуры рынков как нового, так и подержанного оборудования. Такой анализ может проводится как с помощью собственного специализированного подразделения, так и с привлечением сторонних маркетинговых фирм.

3 . Лизингодатель увеличивает рисковую премию при определении лизинговой процентной ставки. Тем самым данный риск частично перекладывается на лизингополучателя. В связи с этим в практике лизинговых операций процентные ставки при оперативном лизинге, как правило, выше процентных ставок при финансовом лизинге, когда лизингополучатель сам определяет поставщика объекта лизинга, а затем сам обращается к лизингодателю для организации финансовой операции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Свободные экономические зоны Казахстана
Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит от уме­ло­го по­ис­ка и нахождения приоритетных направлений промышленной и регио­на­ль­ной по­литики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформиро ...

Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)
Цель курсовой работы - определить сущность экономического развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований. Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не ...