Сравнительный анализ факторных рынков.

Капитал

как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. В концепции факторов производства под капиталом понимается вещественный (реальный) капитал - все средства производства длительного или краткого использования. Это сырье, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, производственные сооружения, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса и его эффективную целесообразность. Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками, образует человеческий капитал, а соответственно и доход по этому капиталу (оплата труда).

Отдельно выделяется категория денежного капитала

— финан­совых средств, предназначенных для превращения в веществен­ный капитал, а также направляемых на закупку иных факторов производства. Сами деньги фактором производства не являются, хотя и играют в деятельности любого предпринимателя огромную роль.

Перечисленные три фактора производства называются клас­сическими и бесспорно признаются большинством экономистов. Но в современной экономической теории часто выделяется еще несколько дополнительных факторов.

Экономисты давно заметили, что отдельные предприятия и даже целые страны, обладающие примерно одинаковыми класси­ческими факторами производства (равными объемами трудовых ресурсов, капитала, земли), нередко добиваются совершенно раз­ных экономических результатов. Более того, бывает, что более богатые всевозможными ресурсами бедствуют, а бедные ими про­цветают.

Чтобы факторы производства использовались и комби­нировались наилучшим образом, необходим фактор особого рода — предпринимательская способность.

Речь идет о том, что в рыночной экономике имеет место особого рода деятельность, ко­торую осуществляет предприниматель, т.е. человек, организую­щий, планирующий хозяйственную деятельность, принимающий решения и т.п. Причем совершенно не обязательно сочетание в од­ном лице собственника и предпринимателя. Достаточно, чтобы собственник делегировал предпринимателю те компоненты пучка прав собственности на предприятие, которые необходимы для управления им. Без предпринимателя невозможно соединение факторов производства.

Предпринимательская деятельность

- специфический фактор производства. Она предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства.

Наконец, в качестве фактора производства многие экономисты выделяют и технический прогресс.

В условиях современного хо­зяйства важен не только размер капитала, но и его технологичес­кий уровень. Промышленные установки могут, например, иметь одинаковую стоимость, но одна из них может быть при этом более новой, а другая устаревшей. Очевидно, что если прочие факторы производства одинаковы — на предприятиях работает равное число людей, они управляются одинаково талантливыми менеджерами и т.д., то лучшие хозяйственные результаты фирмы, использующей новейшее оборудование, следует объяснять именно реализованным в новой технологии техническим прогрессом.

В самое последнее время, в первую очередь в связи с широким распространением компьютеров, особую роль в производстве начи­нает играть информация

(разнообразные базы данных, электрон­ные архивы и т.д.). Потому ставится вопрос о выделении и ее в от­дельный фактор, хотя часто информацию также считают просто особой разновидностью фактора технический прогресс.

Рассмотрим теперь все четыре фактора производства более подробно.

Факторы производства

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Социально-рыночное хозяйство ФРГ особенности становления и развития
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики ...

Себестоимость и пути её оптимизации
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Наибольшая доля ...