Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала.

Взаимная монополия

Совершенная конкуренция (в чистом виде или с элементами монополистической конкуренции) наблюдается на рынках тех ма­териальных ресурсов, где и поставщики, и покупатели многочис­ленны. Например, ситуацию такого рода можно наблюдать на рын­ках универсальных, простых комплектующих изделий (резиновых прокладок, металлоизделий, электрической арматуры и пр.).

Достаточно часто встречаются монопсония и олигопсония. Именно такое положение имеет, например, место на многих пред­приятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Местный молокозавод выступает по отношению к колхозам и фер­мерам в роли монопсониста, т.к. других перерабатывающих предприятий поблизости нет, а при длительной транспортировке молоко скисает. Кстати, рыночное всевластие таких монопсонистов-переработчиков служит важной причиной тяжелого положе­ния отечественных сельскохозяйственных предприятий. Послед­ние именно в силу монопсонической структуры рынка вынуждены мириться с навязываемыми им закупочными ценами.

Особого комментария заслуживает монополистический (олигополистический) тип рынка. Если на рынке труда соответствую­щее этому типу одностороннее господство профсоюза можно счи­тать исключением, то на рынках материальных ресурсов такое положение весьма распространено. «Газпром», РАО «ЕЭС России», Транснефть, МПС и другие гигантские предприятия являются именно поставщиками ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Поэтому обычные для на­шей страны жалобы директоров промышленных предприятий на то, что в годы реформ цены на электроэнергию, железнодорож­ные перевозки и сырье росли быстрее цен на готовую продукцию, имеют под собой прочное теоретическое обоснование. Монополис­ты имеют возможность навязывать своим потребителям завышен­ные цены на поставляемые ресурсы. Как, например, отдельно взя­тая фирма может бороться с завышенными железнодорожными тарифами? С ней никто и говорить-то на железной дороге не ста­нет: Не хочешь платить — вези свой товар хоть на лошадях.

Наконец, встречается и взаимная монополия (олигополия). При типичном для России высоком уровне монополизации ситуация, когда поставщиком тех или иных материальных ресурс выступает один, а покупателем — другой монополист, отнюдь является редкостью.

Важной особенностью оборотного капитала, является то, что его элементы легко трансформируются в денежные средства, быстро и постоянно меняют товарную форму на денежную и обратно. На деньги закупается сырье, оно перерабатывается в готовую продукцию, та продается вновь превращаясь в деньги и т.д. Денежная компонента оборотного капитала называется оборотными, средствами фирмы.

Постоянное наличие достаточного объема оборотных средств является одним из важнейших условий нормального ведения текущего бизнеса, ведь без них становится невозможной (или, по меньшей мере, резко осложняется) закупка сырья, электроэнергии и других элементов оборотного капитала. С объемом оборотных средств тесно связана и финансовая устойчивость предприятия. Действительно, как бы велика ни была стоимость принадлежащего предприятию имущества, мгновенно реализовать ее оно не может: не продавать же заводские помещения, чтобы расплатиться по текущим долгам за электроэнергию! На практике все подобные платежи осуществляются за счет оборотных средств.

Рассчитывается даже специальный показатель —

коэффици­ент текущей ликвидности, равный отношению оборотных средств к сумме наиболее срочных обязательств фирмы. В развитых странах падение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы обычно служит предвестником банкротства фирмы. В России этот коэффициент упал в среднем по всему народному хозяйству ниже единицы еще в 1996 г., что является показателем тяжелейшего положения всех предприятий страны.

Перейти на страницу: 1 2 

Заметки по экономике

Становление и развитие Экономической Теории
Предметом экономической теории является вся совокупность организационной экономики и социально-экономических отношений. Социально-экономические отношения – это такие связи между людьми в производственном ...

Система ценообразования
Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ...