Понятие о проценте как доходе фактора капитал.

Наряду с конк­ретным, или узким, толкованием понятия процента, существует и широкий подход к нему.

Согласно узкому пониманию, процент – доход, получаемый в результате вложения денежных средств в предприятие, банк и т.д. Согласно широкому пониманию, процент - доход, получаемый в результате использования фактора капитал. Легко понять, что процент как плата за кредит (т.е. про­цент в узком смысле) является частным случаем дохода фактора капитал, когда последний предоставляется одним лицом другому в денежной форме.

Центральной проблемой при такой трактовке становится источник процента. Вложив деньги в некое предприятие, капита­лист может полностью устраниться от дел и тем не менее получать процент. Каково происхождение этого дохода? Связано ли оно с эксплуатацией других людей? Или вложенный капитал сам способен порождать доход, как земля из одного зерна родит десять? Либо, наконец, как и при узкой трактовке процента, его правильнее рассматривать как плату за некую услугу, предоставленную кредитором должнику? Разные школы экономистов дают несхожие ответы на эти вопросы.

Основные теории происхождения процента.

Существует несколько теоретических подходов, объясняющих причины образования процента. К основным из них относятся следующие:

1) марксистский подход к категории процента на базе теории прибавочной стоимости;

2) трактовка процента в рамках теория чистой производительно­сти капитала;

3) психологический подход к понятию процента как часть тео­рии предельной полезности.

Кратко остановимся на каждом из них.

Марксистское понимание капитала и процента.

Согласно радикально антикапиталисти­ческой точке зрения — марксистскому пониманию капитала, возрастание его стоимости происходит исключительно благодаря эксплуатации человека человеком. Именно этот прирост стоимости капитала или прибавочная стоимость, представляющая собой неоплаченный труд наемных ра­ботников, и составляет источник образования процента.

Однако в виде процента выплачивается не вся прибавочная сто­имость, а лишь ее часть. Обычно предприниматель берет капитал в ссуду для осуществления производственной деятельности. По­лученная им в ходе производства прибыль делится на две части. Одна часть в форме предпринимательского дохода достается пред­принимателю. Другая часть в виде процента должна быть отдана кредитору как плата за пользование предоставленным капиталом. При этом ставка процента определяется соотношением спроса на заемный капитал и его предложения. Легко заметить, что в этой части марксистская трактовка во многом соответствует узкому по­ниманию процента.

Переход к широкому пониманию процента в марксистской интерпретации начинается с наблюдения за капиталистами, лично не принимающими участия в управлении предприятием — за так называемыми рантье, живущими на доход от ценных бумаг или банковских вкладов. В этой связи вводится разделение двух по­нятий:

капитала-собственности и капитала-функции. Процент — доход капитала-собственности, плата капиталисту за то, что он является его владельцем. А предпринимательский доход — воз­награждение капитала-функции, присваеваемое капиталистом в связи с его организационной деятельностью по ведению бизнеса. С этой (широкой) точки зрения процент получает не только кредитор (ссудный капиталист), но и предприниматель, использующий в производстве свой собственный капитал, т.к. он в одном лице объединяет капиталиста-собственника и функционирующего капиталиста. Процент, таким образом, выступает как универсальная форма дохода капитала-собственности.

Поскольку получение процента не требует от капиталиста-соб­ственника никаких личных усилий, эта форма капитала критико­валась марксистами не только как эксплуататорская (таковым счи­тается капитал в любой форме), но и как наиболее паразитическая.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Рынок и его инфраструктура
...

Система ценообразования
Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ...