Предпринимательство – главный субъект микроэкономики.

Рассматривая ход экономических процессов, мы постоянно стал­кивались с предприятием или фирмой в качестве их главного субъек­та. Само существова­ние фирм связано с определенным парадоксом.

Существуют две основные формы организации хозяйственной деятельности: спонтанный порядок и иерархия. Спонтанный порядок предполагает согласование действий через рынок, когда решение принимается участником сделки са­мостоятельно на основе собственных мотивов и имеющейся инфор­мации. Как правило, при этом значительное влияние на принятие решения оказывает информация о ценах. Иерархия предусматривает подчинение индивидуальных дей­ствий отдельных участников распоряжениям центральной влас­ти («иерархия» происходит от греч. hierarchia — священная власть). Роль координатора в иерархической системе выполняет руководитель. Его приказы безоговорочно принимаются подчинен­ными и обязательны к исполнению. При этой форме организации экономики главное место отводится не цене, а диктату ру­ководителя, сознательно все планирующего и организующего.

До сих пор молчаливо подразумевалось, что иерархия характерна для социализ­ма, а для рыночной системы свойствен исключительно спонтанный порядок. В действительности дело обстоит значительно сложнее. Внутренняя структура фирмы представляет собой типичный пример иерархии. Фирма работает как целостная слаженная система, внутри которой действует принцип подчинения служащих фирмы распо­ряжениям управляющего.

Неизбежно возникает ряд вопросов. Изучая рыночное хозяй­ство, мы неоднократно убеждались в феноменальной способности рынка стихийным образом оптимизировать экономическую дея­тельность. Почему же наряду со стихийным порядком возникают и успешно работают фирмы, использующие иерархический прин­цип организации? Что определяет их размеры и количество в эко­номике? Зачем вообще нужна иерархия? Ответ на эти вопросы бо­лее шестидесяти лет назад предложил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Рональд Коуз в знаменитой статье «Природа фирмы» (1937), а затем развил его соотечественник Оливер И. Уильямсон. Центральную роль в пред­ложенной Р. Коузом теории играет понятие «трансакционные из­держки».

Для выполнения производственной дея­тельности фирма несет производственные затраты. Но, помимо зат­рат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществ­ляет и непроизводственные затраты. Они возникают в ходе хозяй­ственной деятельности и включают затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Эти затраты получили название трансакционных издержек (от лат. transactio — договор). Действи­тельно, для того, чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

1) выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения (ин­формационная составляющая издержек);

2) убедить их в выгодности совершения сделки (сюда входит весь комплекс маркетинговых и рекламных усилий);

3) провести переговоры, составить договор (затраты на само зак­лючение сделки);

и, наконец, 4) обеспечить гарантии выполнения соглашения (издержки не ­должного выполнения сделки).

Трансакционные издержки составляют значительные суммы. Считается, что в США и странах Западной Европы на покрытие трансакционных издержек в настоящее время приходится до 50% стоимости производимых товаров и услуг. Большая величина трансакционных издержек связана с тем, что проблема реализации в спросоограниченной рыночной экономи­ке сложна. Дорого (хотя и в меньшей степени, чем организация сбыта) обходится и поиск необходимых ресурсов. Кроме того, все­гда существует вероятность обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности, недо­бросовестности контрагента.

Трансакционные издержки как критерий отбора.

Фирма и рынок представляют альтерна­тивные способы экономической органи­зации. Производство может быть органи­зовано децентрализованно, с помощью чисто рыночных отношений, но может быть использован и иерар­хический принцип организации внутри одной фирмы.

Например, автомобильные компании обычно сами разрабаты­вают дизайн машины. Это иерархическое решение: работающие в фирме дизайнеры реализуют приказ директора о разработке дизайна автомобиля, отвечающего поставленным руководством фирмы характеристикам. Но известны и реальные примеры заказа проекта дизайна на стороне. Здесь мы сталкиваемся с проявлением сти­хийного порядка: фирма покупает на рынке готовый проект дизайна, сама не входя в его разработку. Если в первом случае предприятие организует реализацию проекта и, следовательно, само должно сле­дить за качеством, сроками и приемлемой стоимостью его осуществ­ления, то во втором случае все это обеспечивается стихийными сила­ми рынка. Конкуренция между независимыми дизайнерами в соответствии с принципом «невидимой руки» заставляет их стремить­ся наилучшим образом удовлетворить запросы заказчика.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике

Становление и развитие Экономической Теории
Предметом экономической теории является вся совокупность организационной экономики и социально-экономических отношений. Социально-экономические отношения – это такие связи между людьми в производственном ...

Рынок как экономическая категория
Данная курсовая работа посвящена теме, в которой раскрывается сущность рынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегоднешний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком. С древ ...