Эффект масштаба фирмы и эффект от расширения ассортимента.

Необходимо особо затронуть вопрос о размерах или масштабах деятельности фирмы. Часто утверждают, что существуют определенные преимущества крупной фирмы, с точки зрения величины издержек. Это преимущество размера экономисты называют эффектом масштаба или экономией от роста масштаба деятельности. По мере того как увеличивается, например, объем выпуска продукции, сокращаются средние издержки производства на каждую единицу товара.

Экономия от увеличения масштаба деятельности измеряется отношением процентного изменения величины издержек к процентному изменению объемов произведенного товара. Когда такое отношение меньше 1, проявляется эффект масштаба, так как средние издержки падают. Если это отношение равно 1, эффекта от увеличения масштабов деятельности не существует, поскольку средние издержки остаются неизменными. Когда же такое отношение больше 1, налицо отрицательный экономический эффект, так как средние издержки растут.

На рис. 1 показаны возможные зависимости между средними издержками и объемами выпуска продукции. U-образная кривая средних издержек суммирует свойства, присущие трем остальным кривым затрат, изображенным на том же графике.

Для примера предположим, что фирма выпускает на рынок только один товар Т. Если объем его производства увеличивается либо за счет расширения размеров самой фирмы, либо благодаря слиянию с другой фирмой, также выпускающей товар Т, и при этом средние издержки падают, то налицо эффект масштаба.

Рис. 1. Формы кривых средних издержек

Как было только что показано, в общем случае кривая средних издержек для однотоварной фирмы имеет U-образную форму.

Рис. 2. Нахождение эффективного размера фирмы

Это позволяет определить наиболее эффективный размер фирмы. найдя минимальное значение средних издержек рис. 2).

При увеличении масштабов деятельности фирмы может также проявиться эффект от расширения номенклатуры производства (эффект совместного производства), который состоит в том, что совокупные издержки на изготовление нескольких разных товаров в одной фирме меньше, чем сумма издержек на изготовление этих товаров по отдельности в разных фирмах.

Для примера предположим, что существуют два товара Т1 и Т2. Если издержки на изготовление товара Т2 – S2(Т2), то проявление эффекта совместного производства будет состоять в том, что S(T1, Т2) < S1(T1) + S2(Т2), где S(T1, Т2) - совокупные издержки на изготовление этих товаров в одной фирме.

Вышеприведенное уравнение можно переписать в следующем виде:

S1(T1) + S2(Т2) – S2(T1, Т2) – S → R(T1, Т2) > 0

Рассматриваемый эффект совместного производства возникает в тех случаях, когда для изготовления различных видов товаров (или для оказания нескольких разных услуг) используют один и тот же капитал и (или) рабочую силу. Образующаяся экономия от расширения ассортимента продукции связана с сокращением затрат при совместном их изготовлении.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Социальная ответственность и этика управления в торговле
Данная курсовая работа посвящена изучению методологических основ менеджмента потому, что помимо призвания и таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономическ ...

Совершенствование внутрипроизводственных отношений ЗАО Минерал
Современная горная промышленность характеризуется большими объёмами производства, что связано с вовлечением в оборот значительных сумм денежных средств. А это означает что любая, даже небольшая, ошибка может п ...