История российского рынка кредитных карт.

Карты международных систем появились в СССР еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Соглашение такого рода было подписано с компанией Diners Club. В 1974 г на российском рынке появилась « American Express », а в 1975 г - « VISA » ( тогда еще

« BankAmericard » ) и Eurocard, в 1976 г - японская « JCB ». С советской стороны эти соглашения подписывались ВАО « Интурист », которое и организовывало расчеты по пластиковым карточкам в валютных магазинах « Березка » и гостиницах. Сейчас работа с коммерческой сетью международных платежных систем ( кроме American Express ) практически полностью сосредоточена в руках UCS ( United Card Service ).

Первым Советским эмитентом международных к.к. был Внешэкономбанк. В 1989 году он выпустил « золотые » карточки « Eurocard ». Однако до сих пор точно не известно, кому они были нужны. Осенью 1991 г « Кредо Банк » выпустил собственную карточку «VISA».За «VISA» последовали «Europay», «Master Card», « JCB » и «Diners Club». С прошлого года все расчетные функции Кредобанка по обслуживанию этих платежных систем переданы Онексимбанку. При этом Кредобанк сохранил за собой право на выпуск собственных пластиковых карт. С мая 1992 г « Мост Банк » эмитировал карточку « Eurocard/ Master Card », а затем, в январе 1993 г, карточку «VISA». За ними последовали Мосбизнесбанк с «VISA» и Элбимбанк, начавший выпускать золотые карточки «Eurocard/ Master Card».

В этот период со стороны ведущих международных платежных систем проводилась неофициальная политика по сдерживанию российских банков. Однако в 1993 г эта блокада была прервана Инкомбанком.

В настоящее время российские банки эмитируют карточки следующих компаний мира: VISA, American Express, Master Card, Eurocard, Diners Club.

Сегодня международные пластиковые карты выпускают свыше 20 российских банков. Наибольшее количество клиентов, конечно же, у крупных банков, имеющих высокую категорию надежности ( Инкомбанк, Мост-банк, «Столичный», «Менатеп» и др ). Гонки «на скорость», таким образом, потеряли всякий смысл. Конкурентная борьба приобрела новые формы, позволяющие говорить, что рынок пластиковых платежных средств в России встал на цивилизованных путь развития. Набор и стоимость услуг - вот теперь главный критерий, по которому потенциальный пользователь пластиковой карты определяет, в какой банк ему следует идти. Не случайно ряд банков объявили в последнее время о том, что они меняют условия пользования своими картами, устанавливая те или иные льготы. Заметные реформы произвел Мост-банк, значительно снизив минимальные суммы, необходимые для открытия специального карточного счета. По картам «VISA Classic» и «Eurocard/Mastrrcard» эти суммы снизились в полтора раза. Одновременно Мост-банк снизил ежегодную комиссию за пользование картами всех видов, а также сократил плату за выдачу новой карточки взамен утерянной. Некоторые банки снижают суммы страховых депозитов, которые являются гарантом платежеспособности клиентов в случае овердрафта. Особую позицию по проблеме неснимаемого остатка занимает Мост-банк, который с первого дня введения собственных международных пластиковых карт отказался от страхового депозита вообще.

В последнее время на российском рынке пластиковых карт наметилась тенденция привлекать клиентов не только снижением цен на обслуживание, но и введением дополнительных льгот, скидок, бонусов для владельцев карт. Так банк «Менатеп» и авиакомпания «Трансаэро» объявили о выпуске новой пластиковой карты «Виза Мнатеп Трансаэро», держатели которой становятся участниками программы «Трансаэро - привилегия», дающей определенные льготы часто летающим пассажирам. Наиболее дальновидные банки, эмитирующие пластиковые карточки, уже пожинают плоды таких программ. Особенно характерен пример «Мост-банка», который летом 1995 г заключил договор со страховой компанией «Росно», согласно которому компания предоставляет всем владельцем карточек «Мост-банка» довольно широкий набор страховых услуг. Эти услуги для клиента бесплатны и поэтому весьма привлекательны. Директор департамента платежных средств банка Андрей Устинов считает, что подобная мера позволила привлечь немало новых клиентов, а все связанные с нею затраты полностью себя окупили. Таким образом в выигрыше оказались все три стороны: и клиент, экономящий в год примерно 400 долларов на бесплатной страховке, и «Мост-банк», получающий прибыль за счет дополнительного притока клиентов, и компания «Росно», тоже расширившая круг своей клиентуры. Такой подход приносит куда более высокие дивиденды, чем шумная реклама с использованием эпитетов превосходной степени.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Спрос и предложение на рынке труда
В экономической науке под рынком понимается институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки могут принимать различн ...

Рыночная экономика, категории, принципы
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный в ...