Проблемы строительного комплекса и направления совершенст­вования его развития.

Напрашивается вывод: капитальное строительство в России оказалось в положении заложника существующей финансовой систе­мы. Все большая часть создаваемого экономикой национального продукта, абсолютная масса которого ежегодно уменьшается, трансформируется в налоги, используемые бюджетами всех уровней для поддержания в равновесии самой финансовой системы, эксплу­атирующей больную экономику. Финансы экономики, подрываемые растущими внутренними займами (ГКО, ОФЗ), работают только в пожарном режиме, обслуживая сиюминутные нужды бюджета, хозяй­ствующих субъектов. Для инвестиций, так и не ставших элементом эффективного бизнеса, денег нет.

Как уже отмечалось, существует ряд проблем, которые огра­ничивают возможности нормального функционирования предприятий в этой области. Среди них:

- кризис неплатежей;

- устаревшая сметно-нормативная база;

- задолженность федерального бюджета перед рабочими - строите­лями;

- инфляция;

- частое изменение индексов цен на некоторые виды строительной продукции;

- отсутствие инвестиций;

- налогообложение.

Этот список можно продолжать и продолжать.

А в результате мы видим, что строительные организации за­частую не выполняют своих обязательств, а именно превышают сроки выполнения работ (особенно в части возведения жилых объ­ектов), качество работ далеко не соответствует желаемому и т.д.

В сложившейся экономической ситуации практикуется стро­ительство жилья и других объектов на основе предоплаты и до­говорных отношений. Как правило, средств которые поступают в качестве предоплаты, хватает только на то, чтобы начать рабо­ты, после чего объект длительное время находится в незавершен­ном состоянии и сложно проследить куда же на самом деле были направлены эти средства. Следовательно, заказчики остаются не­довольны. То есть получается, что строительные организации на­ходятся в жесткой зависимости от выше перечисленных причин и соответственно все эти проблемы ложатся на плечи заказчиков.

Ситуация в инвестиционно-строительной сфере может быть и должна быть изменена к лучшему. Для этого необходимо преодолеть финансовый кризис, причем экономическими методами, а не форсировать мнимую финансовую стабилизацию ценой удушения эко­номики. Нужна национальная комплексная программа вывода эконо­мики из кризиса, обеспечивающая активизацию отечественного производства. Достойное место в ней должно быть отведено и ка­питальному строительству, являющемуся основой развития эконо­мики.

На кризис неплатежей влияют многие факторы: инфляция, рост или снижения уровня производства, налоговое законода­тельство, периодичность выплат из бюджета и другие.

Налоговое законодательство России не способствует разви­тию производительных сил в стране. Налоги настолько значитель­ны, что они тормозят всякое новое дело. И мне кажется, что вы­ход из тупика - в дифференцированном подходе к налогообложению. В частности для строительных организаций - это прибыль используемая на обновление основных фондов не должна облагать­ся налогом.

При расчетах между предприятиями и организациями главным и конечным должником является федеральный бюджет. Федеральный бюджет, в свою очередь, из-за кризиса неплатежей недополучает часть средств, которые могли бы погасить задолженность бюджета перед хозяйствующими субъектами.

К проблеме решения кризиса неплатежей можно подойти двумя путями. Первый - ждать, когда страна станет выходить из кризи­са, начнется подъем производства, снизится инфляция, тогда проблема неплатежей разрешиться сама собой. Второй - снижать взаимную задолженность между предприятиями, что приведет к подъему производства, снижению инфляции и, как результат, по­степенному выходу из экономического кризиса. На региональном уровне, думается, наиболее разумно пойти по второму пути.

Избавлятся от неплатежей можно различными взаимосвязанны­ми мерами:

- взысканием задолженности через арбитражный суд;

- переложением своих долгов перед бюджетами различных уровней на своих должников;

- проведением взаимозачетов по длинным цепочкам;

- страхованием и перестрахованием контрактов;

- применением для расчетов между предприятиями вексельной системы;

- осознанием акционерами своих прав, поиском и заключени­ем контрактов с руководителями, способными вывести предприятие из экономического кризиса;

- привлечением инвестиций на фоне стабилизирующихся тем­пов инфляции.

Снижение уровня неплатежей на региональном уровне, рас­смотренное в разрезе страны, как совокупности регионов, должно привести к решению проблемы неплатежей на федеральном уровне. Выход из кризиса неплатежей положительно повлияет на снижение темпов падения производства, инфляционные процессы и в конеч­ном итоге даст толчок для выхода государства из экономического кризиса.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России
Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно лишь производством материальных благ. Но чтобы произвести эти материальные блага, способные удовлетворить ...

Стандартный аукцион с участниками торгов, которые имеют ограниченные финансовые возможности (перевод)
Аукционы используются для того чтобы продавать товары, начиная с недвижимости и произведений искусства и заканчивая правами на добычу минеральных ресурсов и вырубку леса. Недавно, американская Федеральная К ...