Включение в договор страхования дополнительных и специализированных рисков.

Наиболее распространено включение в договор военных и забастовочных рисков

. Этот вид страхования относительно недорог, но автоматически действует только за пределами зон повышенной опасности. При заходе судов в опасные зоны, список которых постоянно пересматривается, уплачивается специальная страховая премия. Возможно страхование судов от риска потери фрахта, по которому возмещаются доходы судовладельца, не полученные в результате банкротств или неплатежеспособности контрагентов судовладельца, по этому виду страхования возмещению не подлежат. Страхование достаточно дорого и имеет свои ограничения, в частности не страхуются первая и две последних недели ремонта (временная франшиза).

Широко распространено страхование судов на случай повышенных расходов

. Оно проводится с целью уменьшения общей стоимости страхования: 80 % стоимости судна стархуется на полных условиях, а 20% - на условиях, практически предоставляющих страховое покрытие только в случае полной гибели и, конечно, по более низким ставкам.

Если судно заложено в банке, обычно проводится страхование интересов кредитора. По этому дополнительному виду страхования в договоре оговаривается весьма экзотический риск, связанный с тем, что владелец заложенного судна может вовремя не заплатить страховую премию или иным образом нарушит условия договора страхования каско судов, в результате страховщик откажет в возмещении его убытков, а материально пострадает кредитор. Страхование интересов кредитора

снимет этот риск.

Целый набор специальных условий страхования предусматривает возможность страхования судна на рейс,на период ремонта или строительства (страхование строительных рисков, чаще всего применимое не к одному судну, а ко всей верфи), а также упомянутого выше страхования рыболовецких судов, портовых рисков, яхт.

Оговорка ИЛС 285, которую используют при страховании на рейс, предусматривает тот же объем страхового покрытия, что и оговорка ИЛС 280, хотя и имеет свою специфику, связанную с краткосрочным характером риска. Особое внимание уделяется определению момента начала страховой защиты, а также соблюдению согласованного маршрута и “ледовой оговорки”. В противном случае страхователь обязан немедленно информировать страховщика обо всех изменениях.

Поскольку страховое покрытие при страховании каско судов может предоставляться в отношении не только корпуса, но и машинного оборудования

судна, ИЛС предусматривает соответствующую оговорку ИЛС 298, согласно которой помимо обычной франшизы по каско полису устанавливается и дополнительная франшиза при повреждении машинного оборудования, вала или других механизмов судна.

Условия страхования каско судов во время навигации судов

или маневрирования в акваториях портов

регулируются специальными оговорками ИЛС.

При страховании каско рыболовецких судов страховщики руководствуются условиями оговорки ИЛС 346. Особенностью данных условий является возможность получения страхового возмещения (кроме стандартных рисков):

·по рискам при столкновении в размере 4/4 ответственности;

·по “P&I” рискам, традиционно страхуемым в клубах взаимного страхования

Страхование судов в постройке

осуществляется в соответствии с условиями с условиями оговорки ИЛС 351.

Кроме стандартных исключений, предусмотренных оговоркой ИЛС 280: военные и забастовочные риски, преднамеренные противоправные действия третьих лиц и ущерб, нанесенный вследствие применения ядерного оружия и/или воздействия радиации или радиоактивного заражения и т.п. - страховщик каско, как правило, не возмещают убытки, возникшие в результате:

·умысла или грубой небрежности со стороны страхователя;

·известной страхователю или его представителям немореходности судна до его выхода в рейс;

·износа, коррозии судна;

·эксплуатации судна в районах или условиях, непредусмотренных его ледовым классом;

·потери фрахта, если не оговорено иное;

· и некоторые другие.

Несмотря на то, что военные риски

относятся к группе стандартных исключений, страхователь, как уже говорилось, может по согласованию со страховщиком застраховать за дополнительную премию свое судно от гибели или повреждений вследствие военных действий.

Условия страхования военных рисков отражены в сборнике оговорок ИЛС: в оговорке ИЛС 281, объединяющей военные и забастовочные риски, и оговорке ИЛС 300, исключающие по сравнению с оговоркой ИЛС 281 риски конфискации и/или экспроприации.

В частности, согласно оговорке ИЛС 281 интересы страхователя могут быть застрахованы от следующих рисков:

·война, гражданская война, революция, восстание, мятеж и т.д.

·попытка или конкретные действия в форме захвата, ареста, незаконного удержания имущества;

·бесхозные мины, торпеды, бомбы или другое бесхозное военное оружие;

·терроризм;

·конфискация или экспроприация

Заметки по экономике

Российская экономика в 1991-1999 гг.
Конец 1991 года ознаменовал собой вступление нашей страны в принципиально новый этап своего развития. Это было не просто начало очередной фазы стартовавшего в середине 80-х годов процессов реформирования советс ...

Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края проблемы и перспективы развития
Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности. В условиях дефицита бю ...