Практика страхования.

Основополагающие требования для российских страховщиков каско судов содержаться в Кодексе торгового мореплавания СССР, в частности, в главе 12 “Договор морского страхования”. Хотя страховщики, как правило, руководствуются и главами 10 “Договор фрахтования на время”, 11 - “Договор морской буксировки”, 13 - “Общая авария” и др.

Исходя из сложившейся практики российского страхового рынка договор страхования каско судов обычно заключается на одном из следующих условий:

1.“с ответственностью за гибель и повреждения” - перечень условий приблизительно соответствует условиям оговорки ИЛС 280. По договору страхования, заключенному на этих условиях, возмещению подлежат:

·убытки от повреждения или фактической либо конструктивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или всякими неподвижными предметами (включая лед), если судно опрокинется, а так же в результате несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приемке топлива, взрыва на борту судна, взрыва котлов, поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин или котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;

·убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара;

·убытки о пропаже судна без вести;

·убытки, взносы и расходы по общей аварии;

·убытки, которые страхователь обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

·все необходимые и целесообразно проведенные расходы по спасанию судна, уменьшению убытков;

2.“с ответственностью за повреждения” - этим условиям нет аналогов в международной практике страхования каско судов. По договору страхования, заключенному на этих условиях, возмещаются:

·расходы по устранению повреждений судна, его механизмов, машин или оборудования, происшедших по любым причинам, кроме оговоренных в стандартных исключениях;

·убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;

·необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытков, если они возмещаются по условиям страхования.

3.“с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасанию” - страхование на этих условиях идентично страхованию в соответствии с оговоркой ИЛС 289. По этим условиям подлежат возмещению убытки от фактической или конструктивной полной гибели, убытки от пропажи судна без вести и все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна, предотвращению, уменьшению и установлению размера убытков.

4.“с ответственностью только за полную гибель” - нет международных аналогов.

Эти условия являются наиболее ограниченными из всех вышеперечисленных по объему ответственности страховщика. По договору страхования, заключенному на этих условиях (с ответственностью за гибель и повреждения, с ответственностью за повреждения и т.д.), не возмещаются убытки произошедшие вследствие:

1.Умысла или грубой небрежности страхователя;

2.немореходности судна;

3.ветхости или износа, его частей и принадлежностей;

4.форсирования льда (за исключением форсирования льда ледоколами);

5.погрузки с ведома страхователя, но без ведома страховщика веществ и предметов веществ и предметов взрывоопасных или самовозгорающихся;

6.всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий;

7.потери фрахта, простоя.

Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

Рассмотренные условия страхования судов, применяемые российскими страховщиками, являются базисными, и по соглашению сторон отдельные пункты условий могут быть изменены или дополнены. В частности, в договор страхования может быть включена ответственность за военный риск и потерю фрахта.

Ö Под оговоркой обычно понимают минимальный перечень условий страхования, который составляет основу конкретного договора или правил страхования. В этом случае оговорка рассматривается в качестве условий страхования, принятых ИЛС, для стандартизации или унификации единого подхода при страховании каско судов.

Заметки по экономике

Стандартизация документов
В настоящее время технический уровень и качество большинства изделий не отвечают требованиям сегодняшнего дня, потребностям народного хозяйства. Выпуск предприятиями устаревшей низкокачественной продукции сде ...

Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края проблемы и перспективы развития
Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности. В условиях дефицита бю ...