Закон спроса- закон, устанавливающий, что при прочих равных условиях величина спроса прямо пропорциональна изменению цены данного товара.

Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса, или объема опросов, и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые прини­мались ранее постоянными.

Графически изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение же спроса выража­ется в «движении самой кривой спро­са», в ее смещении. Это можно пред­ставить следующим образом (рис. 4).

При изменении цены с Р1, до Р2 когда все факторы, кроме цены, по­стоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая коли­чество покупаемого товара от (Q1 до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1 D1, вправо в положение D2 D2) показывает, что покупатели приобре­тают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене P1, покупа­тель будет приобретать уже количество товара, равное Q1 > Q2 ,.

Сдвиг кривой спроса обусловлен многими факторами. К их числу отно­сятся изменения величины доходов, цен товаров, являющихся заменителя­ми или дополняющих данный товар в потреблении, вкусов и предпочтений потребителей, ожидания относитель­но будущих цен на данный товар или степени его дефицитности, сезонные колебания, изменение численности и состава населения.

Рис. 4

Спрос на различные товары разли­чается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса

отношение роста объема спроса или количества

по цене определяется как приобретаемого товара (в %) к снижению цен (в %)

Процент роста Q

Коэффициент эластичности Е =

Процент падения Р

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема по­купаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (Р). Качественно можно вы­делить три варианта этой зависимости. Когда снижение цены (Р) вызывает та­кое увеличение (Q)), что общая выручка (P х Q) возрастает, то говорят об элас­тичном спросеили о том, что эластичность спроса больше единицы. Когда же снижение цены (Р) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (Р x Q) остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса

или о том, что эластичность спроса равна единице. И, наконец, когда снижение цены (Р} обусловливает незначительный рост (Q)) так, что общая выручка (Р х Q) падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом, или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (но больше нуля).

Эластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от из­менения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвы­чайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластич­ным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного из­менения цены.

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Научно - технический прогресс суть и роль в экономике
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного проц ...

Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
Тема данной работы – «Рынок совершенной и несовершенной конкуренции». Целью написания реферата являлся тщательный и подробный анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынка. В работе ...