Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (прин­цип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному та­моженному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть террито­рии страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное за­конодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охва­тывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицен­зирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущ­ность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокраще­ния масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта фор­мулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с дейст­вием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях"[1].

Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

• внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

• фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельно­сти. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имуще­ства и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на за­работную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянно­го или временного освобождения от налогообложения;

• финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в пря­мом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, сниже­ния арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

• административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въез­да-выезда иностранных граждан.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капи­тальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделен­ной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных эконо­мических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показы­вает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивиду­альна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем [2], согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.)

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края проблемы и перспективы развития
Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности. В условиях дефицита бю ...

Сравнительная характеристика методов принятия решений относительно инвестиционных программ
Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, кол ...