Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (прин­цип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному та­моженному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть террито­рии страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное за­конодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охва­тывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицен­зирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущ­ность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокраще­ния масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта фор­мулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с дейст­вием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях"[1].

Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

• внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

• фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельно­сти. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имуще­ства и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на за­работную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянно­го или временного освобождения от налогообложения;

• финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в пря­мом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, сниже­ния арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

• административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въез­да-выезда иностранных граждан.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капи­тальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделен­ной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных эконо­мических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показы­вает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивиду­альна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем [2], согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.)

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Себестоимость и пути её оптимизации
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Наибольшая доля ...

Совместные предприятия проблемы и перспективы
Целью написания этой курсовой работы, является характеристика совместных предприятий на Украине, выявление основных регионов создания совместных предприятий, анализ их развития за последние 10 ...