Исторический аспект формирования СЭЗ

Среди «классических» свободных экономических зон, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:

- беспошлинные зоны, расположенные на основных перекрестках международных транспортных систем;

- экспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом на внешнюю торговлю;

- парки технологического развития, которые создаются на основе существующего в принимающей стране научно-технического потенциала, но с участием иностранного капитала и с использованием прогрессивного оборудования, ноу-хау, а также зарубежного управленческого, коммерческого или маркетингового опыта;

- зоны страховых и банковских услуг, способствующие укреплению этой исключительно важной сферы экономики;

- импортно-промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которые призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, а местные предприятия - передовой технологией.

На практике в «чистом виде» перечисленные экономические зоны встречаются редко. Обычно для каждой из них присуще сочетание характерных тенденций указанных свободных экономических зон. К примеру, маловероятно, чтобы парки технологического развития не оказывали таких ключевых услуг, как банковские операции, страхование или торговля.

Подавляющее большинство предприятий в существующих ныне свободных экономических зонах - это предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.

Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию предприятий тяжелой промышленности. Например, в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго преобладает переработка нефти и нефтехимическая промышленность. В Грене предприятия свободной экономической зоны занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зонах Объединенных Арабских Эмиратов действует целый ряд химических, нефтехимических и автомобильных компаний.

Создание предприятий тяжелой промышленности в свободных зонах указанных стран, конечно, связано с их природными ресурсами, В Ганге - это бокситы, в Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Арабских Эмиратах - нефть и природный газ. И все же- следует отметить, что политика правительств указанных трех стран была направлена не столько на развитие тяжелой промышленности в своих экономических зонах, сколько на создание экспортных промышленных зон на основе уже существующих предприятий тяжелой промышленности. Это, прежде всего, относится к первым двум странам.

Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то здесь произошла закономерная эволюция: появление предприятий, связанных с добычей и переработкой нефти и газа сопровождалось созданием предприятий тяжелой промышленности в несмежных отраслях, в частности в машиностроении.

Одна из характерных черт промышленного развития .большинства свободных экономических зон заключается в том, что находящиеся там компании, как правило, стремятся к минимальному использованию местных ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприятиями принимающей страны объясняются закрытым характером экономических зон, профилем действующих там предприятий и относительно неразвитым потенциалом национальных поставщиков. И в этом смысле практика указанных выше государств является исключением.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике

Сдельная, повременная и другие разновидности оплаты труда
Под оплатой труда принято понимать выраженную в денежной форме часть стоимости созданного трудом продукта, выдаваемую работнику предприятием, в котором он работает или другим нанимателем. Различают дене ...

Рынок и рыночные отношения
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующе ...