Исторический аспект формирования СЭЗ

В то же время многие иностранные компании, действующие в развивающихся странах, весьма охотно используют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их основе (сталь, алюминий, основные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую промышленность на основе местного сырья - хорошо развитые и организованные предприятия, которые действуют в принимающих странах в течение многих десятилетий, т. е. до создания первых свободных экономических зон.

Вот почему такие компании не испытывают потребности в использовании возможностей недавно созданных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще один фактор: перерабатывающие предприятия, использующие местное сырье, как правило, находятся недалеко от его источников (будь то шахта, нефтяная скважина или гидроэлектростанция), в то время как экспортно-промышленные зоны обычно формируются вблизи крупных населенных пунктов или промышленных центров. Помимо того, экономические зоны создаются учредителями для быстрого решения проблем промышленного развития какой-либо территории. Отсюда примитивные производственные помещения, похожие на времянки, и незначительные затраты на оборудование иностранных инвесторов. Компании, занимающиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являются относительно крупными и действуют на основе долгосрочных договоров, планируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаются от обычного завода по сборке электронных изделий или специализированной компании по пошиву одежды в свободной экономической зоне. Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию

компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития.

Это одна из основных причин того, что в большинстве стран инвесторами в свободных зонах являются не крупные, хорошо известные транснациональные корпорации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.

Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маврикий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых государств или стран, недавно вставших на путь индустриального развития, с пользой для дела дополняют деятельность крупных компаний.

Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроменяющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учитывая стремление многих государств как можно быстрее привлечь иностранных инвесторов, такие компании

оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные корпорации, которые действуют гораздо медленнее.

Создание и функционирование; свободных экономических зон часто отклоняющихся от первоначальных проектов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий было предусмотрено создание первой экспортно-промышленной зоны, то предполагалось, что удельный вес продукции предприятий электронной промышленности будет равен 30, предприятий текстильной промышленности - 25, металлообрабатываюших предприятий - 15, предприятий по обработке сырья - 10~4. Однако уже к середине 80-х годов на текстильные предприятия и предприятия по пошиву одежды приходилось 87% занятого в экономической зоне населения, на предприятия по производству мебели и изделий из дерева - 2,5% и на предприятия, выпускающие ювелирные изделия - 2%. Предприятия электронной промышленности, которые активно развивались в первые годы, затем почти исчезли (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция, присущая в той или иной степени практически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предпринимателей-пионеров. Если первые инвесторы были представлены электронными компаниями, то и последующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры[3].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике

Роль маркетинга в повышении доходности предприятия
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении п ...

Роль бизнес-плана в создании предприятия
К аждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, ...