Свободные экономические зоны в России: современное состояние

Как было показано выше, основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы созда­ния зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной норматив­но-правовой базы.

Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон исполь­зовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического проти­водействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по орга­низации зон все более смещаются на местный уровень.

В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действова­ло весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результа­те большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализован­ной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активно­сти через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способство­вать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономи­ческой деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой кон­цепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики. Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным зако­ном, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах право­вых решений (будь то президентские указы, постановления правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами фе­дерального законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же та­кого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный раздел в феде­ральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский и т.д.). те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным[7].

Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитываю­щего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сего­дня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.

Заметки по экономике

Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. ...

Совершенствование организации производства в НГДУ «Краснохолмскнефть» на основе обеспечения пропорциональности, ритмичности и прямоточности производства
Организация производства – это оптимальная организация производственного процесса, включающая формирование производственной структуры, обеспечение непрерывности, ритмичности и пропорциональности и прямоточн ...