Мировой опыт и возможности его использования в России

Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на террито­рии целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных ин­вестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.

Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инстру­мента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зо­нальные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских груп­пировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы приме­нялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преиму­ществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ус­корило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны за­рубежных стран Черноморья и АТР [36].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных эко­номических зон позволяет заключить следующее:

1. Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и разви­тие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, при­граничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесо­образным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресур­сов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в последние годы намечается стабилизация и установление последовательности в становлении и развитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной базы, которая позволит чётко функционировать и свободно осуществлять свою деятельность на территории России. В целом же, необходимо продолжать намеченные реформы в такой перспективной области, как свободные экономические зоны.

Приложение 2. Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот

Виды свободных

зон

Размеры

(кв. км)

Наличие таможенной границы

Базовые

льготы

Основные регио­ны /страны распростра­нения

Зоны свободной

торговли

до 3-5

обязательно

таможенные

Крупные транспортные

узлы в развивающихся

и развитых странах

Промышленно-

производствен-

ные:

а) точечные

до 1-2

отсутствует

таможенные

Бразилия, Мексика, Пу­эрто-Рико, Филиппины,

Карибский бассейн

б) промпарки

0,1-0,5

не обязательно

таможенные

ЮВА, Мексика

1-20

Торгово-

производствен-

ные

1-4

обязательно

таможенные

США

Зоны малого

бизнеса

0,01-3

отсутствует

финансовые,

налоговые

Индия, Ближний Вос­ток, Аргентина, Фран­ция

Технико-

внедренческие

(научно-

производствен­

ные)

2-20

не обязательно

налоговые

НИС Юго-Восточной

Азии

Оффшорные фи­нансовые центры

0,05-0,1

отсутствует

налоговые

Карибский бассейн,

Гонконг, Сингапур

Комплексные:

а) специальные

16-330

обязательно

таможенные,

КНР

экономические

налоговые,

финансовые

б)территории

2 200 000

(льготируется

до 10000)

обязательно

для части зоны

таможенные,

налоговые,

финансовые

Бразилия ("Манаус"),

особого режима

типа зоны "Ма-

наус"

Аргентина ("Огненная

земля")

в) особые эконо­мические зоны

в пределах

адм.-терри­ториальных

образований

(город,район)

Обязательно для отдельных локальных зон,

Находящихся на территории особой зоны

налоговые,

таможенные,

финансовые

Россия (Калининградская обл., проекты для

других территорий)

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Современные информационные технологии в финансовых
Практически неизвестные в начале двадцатого века, кредитные карточки (к. к.)сейчас уже прочно вошли в нашу обычную жизнь. Во всем мире ими пользуются деловые люди, путешественники, люди с разнообр ...

СЭЗ Алтай
К середине 90-х годов, по информации В. Д. Андрианова, советника заместителя председателя правительства РФ (ЭКО, № 3, 1997 г., стр. 130 - 143), в мире функционировало около 1200 свободных экономических ...