Требования к системе управления

Выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. Однако общим к принципиальным моментом является то. что зона. будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать и локальной, относительно обособленной системой хозяйственного управления, то .есть находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств. курирующих различные сферы экономики. Определенная хозяйственная обособленность зоны отражается и на характере ее бюджетных взаимоотношений с вышестоящими органами администра­тивно-территориального управления. Подобная специфика создает основу для конфликтов.

Конфликты могут возникать как на межведомственном уровне (по поводу системы управления и юрисдикции в зонах), так и между зоной и различными государственными инстанциями (последние склонны использовать в своих интересах ее экономическую свободу). Для предотвращения конфликтов необходимо:

- создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется (в случае относительно крупных зон) значительными властными полномочиями, включая делегирован­ные различными ведомствами;

- наличие в стране государственного органа по координации и контролю за развитием зон, обладающего достаточной властью для зашиты интересов последних. Желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус (например, входил бы в административные структуры при президенте страны) и не подпадал пол опеку какого-либо специализированного министерства;

- непосредственное подчинение администрации зоны (особенно крупных зон) уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.

Упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производ­ственных зонах лучше использовать не территориальный, а функцио­нальный подход, когда преференции получают не вес находящиеся на данной территории предприятия, а только те из них, которые отвечают целям и задачам развития зоны. В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специаль­ными льготами, ''пронизывающими" экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).

В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы. упрощение административных процедур, а также возможность получения на внутрен­нем рынке относительно дешевых кредитов. Вместе с тем все названные преимущества "срабатывают" лишь в сочетании с базовыми префе­ренциями, предопределяющими типовую специфику данной зоны.

Заметки по экономике

Специфика Белорусской ситуации применения стабилизационных задач
Преобразования, происходящие на протяжении последних лет, дают уникальный материал для исследования и обобщения процессов реформирования тоталитарного общества. В каком направлении, каким образом и как ско ...

Средства нетарифного регулирования внешнеэкономических связей
Многие, происходящие в мировой экономике процессы, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры тов ...