Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон

Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования для финансо­вой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного ре­гулирования. государственной ре­гистрации юридических лиц, ли­цензирования. пребывания ино­странных граждан.

Административные советы мо­гут формировать финансовые фон­ды или. в случае совпадения гра­ницы СЭЗ с границей администра­тивно-территориальной единицы, единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской СЭЗ одновремен­но являются и бюджетами соответ­ственно гг. Акмолы, Кызылорды, Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и земли запа­са Жезказганской области. В до­ход финансового фонда или бюд­жета СЭЗ зачисляются общегосу­дарственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридически­ми и физическими лицами, заре­гистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщи­ков. Платежи в специальные фон­ды, предусмотренные действую­щим законодательством, не могут быть источниками формирования финансового фонда (бюджета).

По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличило пос­ледний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с 54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично дина­мика доходов бюджета Лисаков­ской СЭЗ свидетельствует о посто­янном росте объема бюджета. По­ступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь СЭЗ значитель­ные денежные средства для выполнения социально-экономичес­ких программ развития региона.

Взаимоотношения финансово­го фонда (бюджета) СЭЗ с выше­стоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в фи­нансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.

Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный совет специ­альной экономической зоны может учреждать целевые финансовые фонды, а том числе фонд эконо­мического и социального развития. Такой фонд образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено образование фон­да инвестиций, связанного с обу­стройством новой столицы, по Жайрем-Атасуйской - фонда соци­альной защиты.

Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свобод­ных бюджетных средств, отчисле­ний и сборов неналогового харак­тера. доходов от проведения тор­гов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожерт­вований юридических и физичес­ких лиц, а также иных источников. не запрещенных действующим за­конодательством.

Средства фонда экономичес­кого и социального развития на­правляются на финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на со­здание и расширение мощностей по производству товаров народно­го потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели. В частности, из фон­да экономического и социального развития Кызылординской СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на об­щую сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального пред­принимательства на сумму 2.48 млн. тенге.

Налогообложение на террито­рии СЭЗ осуществляется в соот­ветствии с Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов льгот­ный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в раз­мере 20% (против 30%).

Кроме льготы по подоходно­му налогу с юридических лиц, в со­ответствии с Законом РК "О госу­дарственной поддержке прямых инвестиций" хозяйствующим субъектам для реализации приори­тетных проектов могут предостав­ляться льготы и преференции:

- в виде государственных на­турных грантов;

- на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде по­нижения ставки подоходного нало­га, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не более 50% основной ставки.

Льго­ты предоставляются Государствен­ным комитетом РК по инвестици­ям. Для специальных экономичес­ких зон целесообразно было бы ввести его уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу с юриди­ческих лиц неконкурентна со льгот­ным режимом, предусмотренным в вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других регионах, чем в СЭЗ.

Учитывая происходящие ре­формы в финансово-кредитной и налоговой системе республики, а также опыт других стран, добив­шихся успехов в области дей­ственности налоговой политики СЭЗ (например, США. Китай), ста­новится очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности уста­новление дополнительных льгот.

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Свободные экономические зоны Казахстана
Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит от уме­ло­го по­ис­ка и нахождения приоритетных направлений промышленной и регио­на­ль­ной по­литики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформиро ...

Социальная политика государства и ее совершенствование
Социальные проблемы любого государства всегда очень остро стоят перед руководством страны. Социальные проблемы больше всего волнуют население. Социальная защищенность населения способствует политичес ...