Основные типы рыночных структур.

Одним из инструментов рыночного механизма способствующим установлению равновесия на рынке является конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост обьемов производства. Таким образом, конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Различие в характере рыночной конкуренции связанные с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размером действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1. Множеством покупателей и продавцов.

2. Высокой мобильностью факторов производства.

3. Отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него.

4. Однородностью продаваемой продукции.

5. Равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

Строго говоря, совершенной конкуренции в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не мение необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется не совершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.

2. Олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм.

3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Отсюда следует, что независимо от типа рыночных структур необходимым условиям их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Заметки по экономике

Роль комплексного анализа в управлении
В экономическую жизнь нашей страны управленческий анализ вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных этой среде управленческ ...

Современные информационные технологии - кредитные карточки
Кардинальный переход к рыночному регулированию экономики завершился в России глубочайшим социально-экономическим кризисом. Трудности переходного периода были вызваны прежде всего тем, что не были ...