Рынок труда в Мурманской области

Направления, по которым осуществляется регулирование состояния регионального рынка труда, можно сгруппировать на два крупных блока.

Первый - связан с активной политикой на рынке труда и включает профессиональное обучение и консультирование; создание и сохранение рабочих мест; компенсационные выплаты и субсидии работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, либо находящимся а вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; организацию общественных работ и временной занятости; переезд безработных в другую местность и программы социальной адаптации.

Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию,

на конец месяца, человек

Рис. Динамика численности безработных Мурманской области в расчете на одну заявленную вакансию.

Второй блок определяется мероприятиями по материальной поддержке безработных и включает выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, предоставление досрочной пенсии и т.д.

Как показывает опыт 1993-1998 гг., наибольшие сложности представляет реализация мероприятий для осуществления политики в области занятости по первому блоку направлений. В условиях политической и экономической нестабильности практически отсутствуют инвестиции в такое важнейшее направление совершенствования занятости, как создание технически прогрессивных новых рабочих мест в государственном и частном секторе в соответствии с демографическими процессами; зачастую вместо сокращения технически и социально устаревших рабочих мест и снижения на этой основе потребности в работниках неквалифицированного труда, наоборот, из-за недостаточного внимания со стороны государства свертываются наукоемкие, технологически передовые производства, не приносящие сиюминутной выгоды, но определяющие поступательное движение общества по пути прогресса. Без должного внимания государственных органов как федерального, так и регионального уровней остаются:

· прогнозное ("превентивное") определение категорий занятых, увольнение которых неизбежно в целях повышения эффективности производства, а также предварительное переобучение неквалифицированных работников и других "групп риска" в соответствии с новыми потребностями экономики;

· правовая регламентация и экономическое стимулирование создания целевых рабочих мест как в государственном, так и в частном секторе для социально слаоозащищенных групп населения (инвалиды, молодежь, женщины, имеющие малолетних детей).

Следует также заметить, что во многом скопированное с развитых стран Запада законодательство по проблемам безработицы по ряду направлений не учитывает специфику переходных процессов в экономике России. Это, естественно, сказывается и т состоянии рынка груда на Севере. Поэтому говори 1ь об оптимистичном прогнозе смягчения безработицы в ближайшие годы не приходится.

Резюмируя краший анализ развития регионального рынка труда, можно выделить следующие моменты:

1. Проблема сохранения трудового потенциала на территории Мурманской области, естественно, не может быть решена по единым правилам, по одному шаблону. Представляется, что должна быть разработана достаточно гибкая система мер, позволяющих, во-первых, поддерживать приемлемый уровень занятости населения, во-вторых, осуществлять хозяйственную деятельность в районах с экстремальными природно-климатическими условиями на основе критерия эффективности. Иными словами, в дальнейшее освоение и развитие территории должен быть положен принцип минимальной достаточности:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике

Рыночная экономика, категории, принципы
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный в ...

Себестоимость и пути её оптимизации
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Наибольшая доля ...