Условия возникновения рынка

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновение товарно-денежных отношений раскрывают и причины возникновения товарного обращения и рынка. Вместе с тем рынок (как отдельный элемент) - это сложное образование, он имеет свою собственную структуру, для его функционирования и развития необходимы специфические условия. Со времени возникновения рынка разные направления и школы экономической мысли неоднозначно толковали его сущность.

Рынок как одна из категорий товарного производства в процессе эволюции испытал важные количественно-качественные изменения, которые не могли не сказаться на его определении в последние свыше два столетия. В работах А. Смита и Д. Рикардо термин "рынок" не приобрел четкого политэкономического определения, поскольку его относили к внешним явлениям рыночной экономики, а потому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.

Первую попытку дать научное определение рынка сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, этот термин обозначает "любой район, на котором взаимоотношения покупателей и продавцов свободные, поэтому цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". Английский экономист А. Маршалл утверждал, что "чем совершенее рынок, тем более сильной является тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и тоже время платили за одну и туже вещь одинаковую цену". В учебнике "Экономикс" рынок рассматривается как "институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".

Рынок - понятие более широкое и вместительное, чем мы иногда думаем. Это и универмаги, универсамы, разные палатки, где покупают продукты питания, одежда, обувь, товары ежедневного употребления. Существуют рынки, на которых продают и покупают ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи.

На товарных биржах, где продают товары (зерно, цемент, сахар) по стандартным показателям качества, покупатели и продавцы вступают в конкретные отношения. Два участника, или больше, берут на себя юридические обязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти и прочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров формируют рынки.

Как явление хозяйственной жизни рынок появился много сотен лет назад вследствие развития производства и обмена, которые породили товарное хозяйство. Состоялось это через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически независимых субъектов хозяйствования и перехода от натурального производства к прямому продуктообмену, а потом и к товарному обмену и рынку.

Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рын­ка — в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты про­изводятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных инди­видов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Создание предпринимательской фирмы
В представленной курсовой работе была сделана попытка проследить пути и способы создания предпринимательской фирмы. В данном случае – Общества с Ограниченной Ответственностью. Первые шаги при ...

Рынок типы, функции, структура
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно слож­ное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается ...