Виды Рынка

Рис. 1.

Модель рынка

равновесия и количество спрашиваемого товара совпадает с количеством предлагаемого, такое состояние можно назвать сбалансированным

рынком. Однако нетрудно заметить, что такое положение складывается далеко не всегда. Рыночная цена чаще не соответствует цене равновесия, хотя и стремится к ней, и тогда величины спроса и предложения не совпадают. Если спрос меньше предложения, то мы имеем дело с перенасыщенным

рынком, когда же спрос больше предложения — с дефицитным.

г) по конкурентности. Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновид­ности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовер­шенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

Рынок

совершенной

конкуренции

Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует воз­можность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продук­ции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурент­ным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:

а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены.

б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свой­ствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не пред­полагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок.

в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информа­ции (о ценах, товарах, спросе, предложении);

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограниче­ний, барьеров;

д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, уча­стники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

А так как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии по­влиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных ус­ловиях.

Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции.

Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновре­менный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобре­тающего товары по более низким ценам.

Однако у высококонкурентного рынка есть и слабые стороны. Принцип неогра­ниченного количества продавцов одного товара в известной мере адекватен незна­чительности капитала каждого из участников рынка. Следовательно, рынок совер­шенной конкуренции ставит препятствие концентрации капитала, без которой не удается создавать крупные производства, осуществлять научно-техническое разви­тие, реализовать масштабные проекты. Кроме того, как уже указывалось, практичес­ки не представляется возможным одновременно выполнить все условия, соблюсти критерии свободного рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Заметки по экономике

Специализация и кооперирование и их влияние на эффективность производства
Курсовая работа на тему: «Специализация и кооперирование производства, и их значение для повышения результативности деятельности предприятия» выбрана мною не случайно, потому как ...

Роль маркетинга в повышении доходности предприятия
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении п ...