Виды Рынка

Существуют различные точки зрения на экономическую эффективность олиго­полии. Согласно одной, рыночная власть «фирм-гигантов» необходима для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса: олигополии выпускают луч-

шую продукцию по более низким ценам, в сравнении с отраслью, представленной множеством мелких конкурирующих фирм. Согласно другой, более традиционной точке зрения, ценообразование и производство в условиях олигополии схожи с ана­логичными результатами в условиях чистой монополии.

Рыночная дуополия

есть частный случай олигополии, при котором количество фирм-продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каж­дой фирме принадлежит весьма значительная доля рынка, поэтому она приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой, полной монополии.

Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии

(слово «монополия» происходит от греческого «monos polein» — «единст­венный продавец»), являющейся полярной противоположностью совершенной кон­куренции. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль пред­ставлена одной фирмой;

б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупа­теля это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара;

в) продавец торгует только своим товаром;

г) продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним;

д) вступление в отрасль заблокировано.

Итак, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие кон­куренции в значительной степени объяснимо, если проанализировать существую­щие барьеры для вступления в отрасль. Подобными барьерами может быть все, что блокирует дополнительное вступление в отрасль фирм, а значит, и потенциальную конкуренцию.

На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии так называе­мые естественные монополии.

Они складываются в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще неприменима, так как продукт может быть произведен толь­ко одной фирмой. К таким естественным монополиям относятся большинство предприятий общественного, коммунального обслуживания, предоставляющих на­селению газ, электричество, тепловую энергию, предприятия водоснабжения, кабель­ное телевидение, средства транспорта. Почти все рынки подобных товаров и услуг подлежат государственному регулированию.

Помимо естественной монополии не исключено возникновение маломасштабной и временной монополии на продажу отдельных видов товаров и услуг, например продажа билетов на спортивные зрелища или концерты. Иногда монополия может быть обусловлена изоляцией рынка.

Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться по степени регулируемости — регу­лируемый и нерегулируемый.

В зависимости от характера воздействия государства в лице государственных ор­ганов на основных участников рыночного процесса и их взаимодействия на рынке различают три типа рынков: нерегулируемый, регулируемый (частично регулируе­мый) и централизованно управляемый.

Нерегулируемый рынок

в «чистом» виде существовал лишь на ранней стадии воз­никновения обмена. Это стихийный рынок, на котором объемы продаж и цены фор­мируются в результате прямых контактов, торга между участниками процесса купли-продажи. Практически отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс.

В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в изве­стном приближении в виде «толкучек», «блошиных рынков», прочих локальных тор­говых сделок. В значительной степени нерегулируемы «теневые» или «черные», не­легальные рынки.

Противоположностью нерегулируемого является централизованно управляемый рынок,
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Заметки по экономике

Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края проблемы и перспективы развития
Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности. В условиях дефицита бю ...

Рынок драгоценных металлов в России
Основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов является Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в законную силу 7 апреля 1998 года. В соответст ...