Виды Рынка

в котором все отношения находятся под наблюдением и контролем недрем­лющего государственного ока, предписывающего образ действий каждого субъекта рыночного процесса. Схематически этот вид рынка может быть представлен в следу­ющем виде (рис. 11.5.1):

На централизованно управляемом рынке вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?» — решаются государственными органами, выдающими однонаправленные плановые или административно-распорядительские указания. На самом деле при такой системе рынок превращается в инструмент госу­дарственного распределения, в котором за покупателем частично сохранено лишь право принятия решения, когда и сколько покупать. Кроме того, торговые посред­ники и потребители могут выражать свои пожелания в форме предварительных за­явок на производство и поставки продукции.

Централизованно управляемый рынок имеет место в условиях господства госу­дарственной собственности на основные средства рыночных структур и на товар. Рынок подменяется фактически государственной торговлей, практически целиком управляемой государственными органами.

В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки.

Схема такого рынка изображена на рис. 11.5.2.

Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лице законодатель­ных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения уча­стников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся видов товаров, условий продажи, цен. Отношения между государством и агентами рыночного процесса приобретают двунаправленный характер, то есть возможно ре­гулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрак­тов. Для исключения диктата какого-либо субъекта рыночных отношений, в особен­ности производителя, государство использует антимонопольные меры.

Существование регулируемых рынков подобного типа связано с преобладанием в рыночном хозяйстве негосударственных форм собственности: частной, групповой, коллективной, акционерной. Поэтому возможности государственного вмешательст­ва в экономику ограничиваются.

Одним из признаков классификации рынков могут быть его расположение, зона охвата рыночного пространства.Различают местный, национальный и мировой рынок.

Местный рынок - стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах села, города. Он был характерен доиндустриальной стадии производства.

Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.

Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сфе­ру международного обмена. Под термином «мировой рынок»

понимают любые това­рообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей всего множе­ства продукции, товаров, услуг, независимо от того, кто является агентом торговых операций.

Обычно рынок принято называть мировым, если он обладает следующи­ми признаками: а) участие в рынке многих стран; б) крупномасштабность сделок; в) регулярность товарообменных операций; г) ведение расчетов по торговым опера­циям в свободно конвертируемой валюте.

Совокупность рынков, действующих в пределах, внутри страны, обменных про­цессов и товарно-денежных отношений между участниками процессов на этих рынках именуют внутренним

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Заметки по экономике

Рынок овощей в Российской Федерации
Овощи - один из важнейших и незаменимых продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные и бахчевые культуры занимают особое место в п ...

Состояние традиционной радиосвязи и развитие радиотелефонной системы actionet
Обеспечение радиосвязью объектов разведки, добычи, ПРС и КРС, наряду с традиционными радиостанциями, осуществляется на основе радиотелефонной системы "Actionet", запроектированной Самарским ...