Виды Рынка

(национальным) рынком. Внутренний рынок образует сферу обращения национальной экономики, а точнее, ту ее часть, которая функцио­нирует, видоизменяется, развивается согласно законам, правилам, нормам, распро­страняющим свое действие на национальную экономику.

В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональные рынки.

О региональных рынках как самостоятельных структурных образованиях принято говорить, если наблюдается формирование достаточно масштабных, регулярно дей­ствующих территориальных рыночных образований с ярко выраженными региональ­ными признаками. В то же время правомерно говорить о региональном рынке в том смысле, что зона его расположения есть определенная территория.

Разные рынки различаются способом, посредством которого товар посту­пает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процес­сов.

Рынок непосредственной продажи

— это рынок, в котором продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежные средства покупателю. Обычно такой вид продажи товаров мы наблюдаем в магазинах, ларь­ках, на продовольственных и вещевых рынках.

Продажа за безналичные (по безналичному расчету)

имеет место, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. В этом случае;

банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.

Продажа товаров в кредит широко распространена в странах с рыночной эконо­микой. Покупатель в данном случае приобретает товар в обмен на обязательство вы­платить деньги целиком или отдельными частями позже в оговоренные обязательст­вом сроки.

В редких случаях наблюдается продажа товаров в залог под личное имущество покупателя. Покупатель закладывает продавцу свои вещи и затем выкупает их, воз­вращая плату за товар, аналогично тому, как получают деньги за заклад вещей в лом­бардах.

Предоставление товаров в прокат за определенную плату можно охарактеризо­вать как продажу товаров на определенное время пользования.

Наконец, возможна товарообменная продажа, при которой продавцы продают товар в обмен на другие товары.

По признаку объемов

продаж различают оптовый и розничный рынки.

Рынок оптовой торговли

— это купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями продавцами непосредственно у производителей или На торго­вых базах, через биржи, на ярмарках.

Рынок розничной торговли

представляет собой куплю-продажу единичных това­ров, то есть в небольшом количестве по розничной цене. Обычно в розницу прода­ются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук, на продовольственных и веще­вых рынках индивидуальным покупателям.

По степени легализации рыночных процессов

различают легальный (открытый, узаконенный) и так называемый «черный» рынок. Последний возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запре­щена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любы­ми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположен­ном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин). Во втором случае правильнее говорить не о «черном», а о «теневом» рынке. Характерно, что те­невой рынок вполне способен быть легитимным, то есть законопризнанным. Его су­ществование зачастую имеет причиной простое нежелание участников рынка выно­сить на свет наличие рыночных отношений между ними.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 

Заметки по экономике

Современные тенденции в мировой экономике
Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиоз ...

Социально-рыночное хозяйство ФРГ особенности становления и развития
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики ...