Сущность рынка.

Рыночные отношения не являются раз и навсегда данными, неизменными. Следует различать простой обмен, куплю-продажу и торговлю. В первом случае обмен товаров происходит в одно и то же время и в одном месте. Во втором

случае происходит разделение купли и продажи и во времени, и в пространстве, т. е. сегодня можно продать в одном месте, а через какое-то время купить необходимую вещь в другом месте. И,

наконец, в третьем случае обособление производителей и потребителей достигает высшей ступени, когда купля и продажа осуществляются при посредничестве третьих лиц, т. е. когда существует торговля как обособленная, самостоятельная отрасль товарного хозяйства. Если до этого товаропроизводитель и потребитель вступали в отношения непосредственно, то теперь наряду с производителями и потребителями выступают работники торговли как субъекты рыночных отношений. Это значительно ускоряет процесс реализации товаров, способствует расширенному воспроизводству экономики. Вместе с тем появление посредника между производителями и потребителями усложняет отношения в обществе. Для того чтобы возмещать затраты, связанные с обращением товаров, работники сферы обращения используют ту часть стоимости, которую они создают, выполняя те операции, которые являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, сохранение, расфасовка и т. п.). При этом они присваивают часть стоимости, которую производители передают им за реализацию их товаров. Уменьшая издержки обращения, они получают возможность для улучшения материально-технической базы торговли, усиления стимулов ее работникам и т. п.

Таким образом, обособление товарного обращения и рынка как самостоятельной подсистемы товарного производства, которое произошло вследствие углубления общественного разделения труда, имеет огромное значение для ускорения оборота товаров, экономии материальных и трудовых ресурсов. С древних времен рынок определялся как место торговли товарами (рыночная площадь). Он и сейчас существует в нашей стране в виде колхозных рынков, где реализуются, главным образом, продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются товары народного потребления, но их

удельный вес в общем объеме товарооборота сравнительно небольшой. С углублением общественного разделения труда, развитием товарного производства понятие «рынок» наполняется новым содержанием. В структуре общественного производства образуется сфера обращения. Она, по существу, и является рынком, т. е. сферой обращения и реализации товаров.

Современный рынок — это один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты. Он включает также состояние общественного сознания (культура, право-сознание, идеология).

Рыночный механизм проявляется прежде всего во взаимодействии спроса и предложения. Спрос — это форма выражения потребностей общества. Однако это не все потребности, а лишь те, которые обеспечены деньгами, т. е. это платежеспособный спрос. Предложение тоже не тождественно производству, ибо это лишь те товары, которые либо уже есть на рынке, либо могут быть туда доставлены. Итак, спрос и предложение — это специфические категории, которые выражают взаимодействие производства и потребления в условиях рыночной экономики. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка, а оптимальное соотношение между ними означает равновесие спроса и предложения. Рыночное равновесие, в свою очередь, свидетельствует о сбалансированности, пропорциональности развития народного хозяйства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Рынок как экономическая категория
Данная курсовая работа посвящена теме, в которой раскрывается сущность рынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегоднешний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком. С древ ...

Рынки факторов производства
В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, цен ...