Сущность рынка.

Если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается. Если предложение товаров увеличивается (опять же при нормальном, а не дефицитном рынке), то они могут быть реализованы по сравнительно низким ценам. К тому же надо иметь в виду, что не только цены определяют количество купленных товаров. Существуют еще такие факторы, как средний доход покупателей, размеры рынка, цены и полезность других товаров, которые могут заменить данный товар, а также субъективные вкусы и привязанности. Равновесие рыночных цен устанавливается на таком уровне соотношения спроса и предложения, когда они сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которые хотят купить потребители (покупатели), соответствует количеству товаров, которые хотят продать производители (продавцы). Цена равновесия — это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

Подразумевая при употреблении понятия «спрос» требуемое количество и помня, что оно не является твердо установленным и обычно меняется в зависимости от стоимости, допустим, что в какой-то известный момент спрос превышает предложение, т. е., что есть лица, готовые по рыночной цене купить большее количество товара, чем предлагается для продажи. При этом конкуренция имеет место на стороне покупателей. Стоимость растет пропорционально дефициту, как могут предположить некоторые, а именно: если спрос превышает предложение на 1/3, стоимость повышается на 1/3. Но это отнюдь не так, поскольку, когда стоимость вырастет на 1/3, спрос может все еще превышать предложение; даже при этой более высокой стоимости может потребоваться больше товара, чем можно получить, и конкуренция между покупателями будет по-прежнему продолжаться. Если товар является предметом жизненно необходимым, за который люди готовы скорее заплатить любую цену, чем отказаться от него, дефицит в 1/3 может поднять цену в 2, 3, 4 раза. Или, напротив, конкуренция может прекратиться до того, как стоимость вырастет хотя бы пропорционально дефициту. Из-за роста цен, при котором они не возросли на 1/3, приобретение всего количества товара может оказаться за пределами возможностей или склонностей покупателей. Рост остановится в точке, какой бы она ни была, в которой уравниваются спрос и предложение; по цене, устраняющей лишнюю треть спроса или выдвигающей дополнительных продавцов, достаточных для его удовлетворения. Когда благодаря одному из этих способов или их комбинации спрос станет равен, и не более чем равен, предложению, рост стоимости остановится. Вместо предположения о превышении спросом предложения допустим, что предложение превышает спрос. Теперь конкуренция будет со стороны продавцов: лишнее количество товара может найти сбыт, только вызывая дополнительный равный себе спрос. Это осуществляется путем удешевления товара: стоимость падает и делает предмет доступным для более многочисленных покупателей или побуждает тех, кто уже был его потребителем, покупать больше. Падение стоимости необходимо для восстановления равенства спроса и предложения, в разных случаях различно. Виды вещей, у которых оно обычно оказывается максимальным, находятся на двух полюсах шкалы потребления: это или предметы жизненно необходимые, или те особые предметы роскоши, склонность к которым ограничивается узким кругом лиц. Что касается пищи, то поскольку те люди, которые уже имеют ее в достаточном количестве, не потребуют больше вследствие того, что пища подешевела, а предпочтут потратить на другие вещи то, что они сберегли на еде, вызванный подешевлением рост потребления, как показывает опыт, покроет только малую часть дополнительного предложения, порожденного обильным урожаем, и падение стоимости практически останавливается только потому, что фермеры изымают свое зерно с рынка и придерживают его в надежде на более высокую цену, или вследствие операций спекулянтов, которые скупают зерно, когда оно дешево, и накапливают его, чтобы выбросить на рынок в момент более острой потребности в нем. Уравниваются ли спрос и предложение благодаря увеличению спроса на товар в результате его удешевления или благодаря изъятию с рынка части предложения, не столь важно. Важнее другое, а именно: что они уравниваются в любом случае. Спрос и предложение, требуемое количество и предложенное количество обязательно уравниваются. Если в какой-то момент они неравны, конкуренция уравнивает их, и делается это посредством регулирования стоимости. Если спрос увеличивается, стоимость растет, если спрос уменьшается, стоимость падает, с другой стороны, если предложение падает, стоимость возрастает, и, наоборот, она уменьшается, если предложение увеличивается. Рост или падение продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не станут вновь равны друг другу, и стоимость, с которой товар появляется на любом рынке, не что иное, как стоимость, которая вызывает на этом рынке спрос, как раз достаточный для поглощения существующего или ожидаемого предложения. В таком случае это закон стоимости, относящийся ко всем товарам, количество которых не поддается увеличению по желанию. Такие товары, несомненно, являются исключением. Для того гораздо более обширного класса вещей, которые допускают неограниченное увеличение, действителен другой закон. Но не менее необходимо отчетливо понимать и твердо придерживаться теории этого исключительного случая. Во-первых, он окажется весьма полезен, помогая понять более общий случай. А во-вторых, исключение простирается шире и охватывает больше ситуаций, чем можно было бы вначале предположить. Имеется незначительное число товаров, предложение которых естественно и неизбежно ограничено. Но предложение любого товара может быть ограничено искусственно. Любой товар может стать предметом монополии, как, например, чай в Англии до 1834 г., табак во Франции, опиум в Британской Индии в настоящее время (1848 г.). Цена монополизированного товара предполагается обычно произвольной, зависящей от воли монополиста и ограниченной только предельной оценкой покупателя ценности этого товара для него. В определенном смысле это верно, но тем не менее данный случай не составляет исключения в том, что касается зависимости стоимости от спроса и предложения. Монополист может по своему усмотрению назначить любую высокую цену, лишь бы она не превышала той, которую потребитель не сможет или не захочет уплатить: но сделать это он может, только ограничив предложение. Голландская Ост-Индская компания получала монопольную цену за пряности, выращиваемые на островах, но для этого она была вынуждена в удачные сезоны уничтожать часть урожая. Если бы она упорствовала в том, чтобы продать все, что произвела, она должна была оказывать давление на рынок, понижая цену столь низко, что, возможно, получила бы за большее количество меньшую общую выручку; по крайней мере, она показывала, что придерживалась такого мнения, когда уничтожала излишки. Следовательно, монопольная стоимость определяется не каким-то особенным принципом, а является всего лишь разновидностью обычного случая взаимодействия спроса и предложения. Кроме того, хотя существует лишь немного товаров, предложение которых никогда не подлежит увеличению, любой товар может временно оказаться таковым, а с некоторыми товарами так обыкновенно и случается. Например, количество сельскохозяйственной продукции не может быть увеличено до следующего урожая; количество зерна, уже существующего в мире,— это все, что можно получить иногда в течение ближайшего года. В этот промежуток времени зерно практически уподобляется вещам, количество которых не может быть увеличено. Что касается большинства товаров, то для

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Рынок сущность, функции и условия формирования
Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный продукт, созданный в процессе производства, п ...

Рынок драгоценных металлов в России
Основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов является Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в законную силу 7 апреля 1998 года. В соответст ...