Рынок чистой конкуренции

Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

1) чистую конкуренцию,

2) чистую монополию,

3) монополистическую конкуренцию

4) олигополию.

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Опираясь на таблицу 1, я кратко охарактеризую основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже.

Таблица 1

Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта

Модель рынка

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень большое число

Много

Несколько

Одна

Тип труда

Стандартизи-

рованный

Дифференцирован-ный

Стандартизирован-ный или дифференцирован-ный

Уникальный; нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта

Главным обра-зом реклама, связи фирмы с общественнос-тью

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйствен-ного инвентаря, многих бытовых электроприборов

Местные предприятия общественного пользования

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Спрос и предложение на рынке труда
В экономической науке под рынком понимается институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки могут принимать различн ...

Рыночная экономика, категории, принципы
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный в ...