Алмазообрабатывающая промышленность России

Иностранные производители бриллиантов исходят в первую очередь из экономической выгоды и ориентируются на так называемую "коммерческую" огранку, то есть "срезают" с камня как можно меньше "мяса", стремясь сохранить максимальный вес. Впрочем, и российские заводы идут сегодня по пути "коммерческой" огранки. "В советское время можно было позволить себе давать высокое качество в ущерб стоимости, сегодня - нет, - говорит Арарат Эвоян. - Иначе предприятие просто не выживет. Однако отечественные производители следуют традициям, ищут наилучшие пути, экспериментируют с формами".

Сегодня российские предприятия работают в основном на отечественном сырье. У De Beers закупает алмазы с 1999 г. только смоленский "Кристалл" (на сумму около $20 млн в год). Поставки De Beers покрывают примерно 10% потребностей предприятия. Несмотря на то что сырье компании-монополиста (De Beers контролирует 60% мирового рынка алмазов) в среднем на 5% дороже российского, все участники рынка отмечают преимущество работы с De Beers. "Их сырье блестяще отсортировано. Производитель делает конкретный заказ и получает именно то, что запрашивал", - рассказал Николай Ковалев.

2001 год оказался кризисным для бриллиантовой отрасли, поскольку количество ограненных алмазов на рынке намного превышало спрос на них. Очевидно, обрадовавшись высоким объемам продаж в 2000 года, связанным с миллениумом, огранщики и ювелиры не сократили объема производства бриллиантов и изделий из них в 2001 году, хотя можно было предположить, что большая часть тех, кто хотел купить украшения с бриллиантами в подарок к новому тысячелетию, сделали это в 2000 году и вряд ли снова будут делать подобные покупки и к следующему Новому году. Ведь кольцо или колье с бриллиантами к каждому празднику не покупают. "Надо было ожидать падения спроса, - признает Арарат Эвоян. - В итоге мы получили картину, когда есть сырье (в настоящий момент рынок перенасыщен сырьем на 30-40%), есть бриллианты, есть "ювелирка", а торговли нет. Если 2001 год гранильные предприятия завершат без убытков, мы будем считать, что справились с ситуацией".

Переизбыток товара на рынке привел к падению цен на сырье и ограненные алмазы. К примеру, цены на "каратники" (бриллианты массой 1 карат) упали в среднем на 10%. По мнению Николая Ковалева, на конъюнктуру рынка повлияла также серия терактов в США. "Рынок рухнул . Сегодня все осторожничают, не хотят платить по установленным нами ценами", - резюмирует он.

Однако с этой точкой зрения не согласны многие производители. Спад объясняется, в первую очередь, ошибочной ценовой политикой, однако он также связан и с изменениями в социальной психологии: люди сегодня уже не рассматривают покупку ювелирных изделий как инструмент сохранения и приумножения денег, считают некоторые диамантеры.

Продолжение следуетВ ближайшее время "Алмазный мир" ближе познакомит вас с компаниями: СГУП "ПО "Кристалл"" (смоленский завод под руководством Юрия Николаевича Ребрика), ОАО "Туймаада Даймонд" (гранильное предприятие алмазодобывающей компании "АЛРОСА"), ЗАО "Руиз Дайамондс Лимитед" (предприятие мирового "бриллиантового короля" - израильского бизнесмена Льва Леваева,- расположенное на территории России) и другими работающими в российской алмазообрабатывающей отрасли предприятиями.

Перейти на страницу: 1 2 

Заметки по экономике

Роль маркетинга в повышении доходности предприятия
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении п ...

Совершенствование системы оплаты труда работников государственного сектора экономики
В 2000 г. доля заработной платы в душевых доходах населения составила 38%. Но это средний показатель, охватывающий как бюджетников, так и работников частного сектора экономики. Если принять во внимание, что за ...