Алмазодобывающий комплекс России: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Строительство и эксплуатация указанных рудников в столь сложных условиях потребует не только длительных сроков строительства, но и высоких капитальных и эксплуатационных затрат, существенно снижающих эффективность добычи алмазов подземным способом.

С целью заинтересованности недропользователей в разработке более бедных и менее эффективных запасов, а также запасов для подземной разработки необходимо применение дифференцированных ставок налога на добычу (вместо единой ставки) и исключение для них размера арендных платежей, уплачиваемых сегодня Компанией Республике Саха (Якутия).

Сметная стоимость подземных рудников будет колебаться от 265 млн. долл. (рудник "Айхал") до 1,0 млрд. долл. (рудник "Удачный"). Общая сметная стоимость четырех рудников составит около 2,6 млрд. долл., которые будут освоены до 2010 г.

На поддержание эксплуатируемой и освоение новой минерально-сырьевой базы АК "АЛРОСА" в текущей пятилетке (2001-2005 гг.) наметила направить 75,6 млрд. руб. (2,3 млрд. долл.) капитальных вложений. Такой же объем инвестиций потребуется и в следующем пятилетии (достройка начатых подземных рудников и других сырьевых и инфраструктурных объектов), которые должны обеспечить прогнозируемый до 2010 г. и далее уровень алмазодобычи на уровне 2,0 млрд. долл. США.

Кроме того, для освоения месторождений в Архангельской области потребуется дополнительно около 400 млн. долл. капитальных вложений, из них около 250 млн. долл. - уже в текущей пятилетке.

Обеспечить привлечение до 2010 г. около 5,0 млрд. долл. США инвестиционных средств (в основном собственных) в развитие алмазодобывающего комплекса - основы АБК России - при существующем налогообложении

отрасли становится практически нереальным.

С момента своего существования общий объем налогов и платежей, уплачиваемых Компанией в бюджеты различных уровней, практически не опускался ниже 50% от объема реализации, что было возможно благодаря отработке открытым способом высокоэффективных (с уровнем общей рентабельности до 70-80%) запасов вышеупомянутых базовых для Компании месторождений: трубок "Мир", "Айхал", "Интернациональная" и "Удачная". За пятилетие (2001-2005 гг.) Компания должна выплатить около 120 млрд. руб. различных налогов и платежей при объеме реализованной основной продукции около 300 млрд. руб. То есть около 40% дохода Компания вынуждена будет перечислить в бюджеты различных уровней, что в условиях перехода в больших объемах на разработку более бедных месторождений и глубокозалегающих запасов подземным способом с относительно низкой эффективностью становится нереальным, особенно если учесть, что потребуется реализовать весьма напряженную инвестиционную программу в условиях снижения показателей рентабельности.

В этой ситуации, с целью реализации стоящих перед алмазодобывающим комплексом задач по обеспечению прироста запасов и увеличению объема алмазодобычи, в разрабатываемых законодательных актах по недропользованию, считаем необходимым решение назревших проблем:

1. организация и проведение за счет бюджетных средств

научного прогнозирования, региональных геолого-геофизических работ, поисковых и оценочных работ, позволяющих провести обоснованную оценку природных ресурсов. С этой целью необходимо восстановление ставок

возмещения затрат на воспроизводство минерально-сырьевой базы или снижение для недропользователей, ведущих эти геологоразведочные работы за счет собственных средств, объема налога на добычу на величину затраченных на эти работы средств;

2. разработка и законодательное принятие гибкой шкалы налога на добычу, дифференцировав ее в зависимости от экономико-географических характеристик эксплуатируемых месторождений и качества запасов в них, то есть переход на рентную систему налогообложения;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Заметки по экономике

Социальная политика и сферный подход к решению вопросов в муниципальном образовании
Убеждена, что сферный подход наиболее действенен в применении на территории данного муниципального образования. О том, что именно он лежит в основе социальной политики, говорят и программы, которые ...

Рынок драгоценных металлов в России
Основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов является Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в законную силу 7 апреля 1998 года. В соответст ...